ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

ПО КУРСУ

«ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»

8 класс

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1

«Географическое положение России»

 

Вид самостоятельной работы

Что делать

Контроль

Ответь на вопросы

Обсуди

Взаимоконтроль

  1. Перечислите главные черты ГП России
  2. Перечислите и покажите страны, граничащие с Россией по карте

 

Объясните значение цифр:

900 км

17,1 млн. км

60 тыс. км

13

16

  1. Проверь домашнее задание, в. 6, 7 с.15

 

 

 

  1. Заполни таблицу (см. ниже)

 

  1. Закончите предложения:

Наиболее мелководны моря …

 

Наибольшее промысловое значение имеют моря …

 

Наиболее загрязнены …

  1. Подготовь рассказ о море (по выбору).

Обратись к учебнику

Стр. 10-13

 

 

См. учебник, с. 16

 

 

 

 

 

Оцени работу товарища

 

 

Работай по тексту учебника с. 17-23

Запиши в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

(Вариационная пара)

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль

(статичная пара)

 

 

Учитель

 

Самоконтроль

 

 

 

 

 

Учитель

 

 

 

Таблица:

Моря, омывающие Россию

Глубина

Ресурсы

Значение, использование моря

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №2.

«Геологическое строение. Рельеф

 

Задание

Что делать

Контроль

1

Ответь на вопросы (устно)

  1. Какие процессы формируют рельеф?
  2. Какие и где происходят стихийные природные явления из-за внутренних сил?
  3. Какие меры применяются для сбережения полезных ископаемых?
  4. Какие сведения дает геохронологическая таблица?

Обратись к учебнику

с. 59-60, 71-72

 

с. 67-68

 

 

с. 64-65

 

 

с. 53-54

Самоконтроль

2

Дать определение:

Бассейн

Сель

Оползень

Морена

Эрозия

Проверь и оцени, обратись к учебнику с. 50-55

Взаимоконтроль

(статичная пара)

3

Перечислите основные черты рельефа

Оформите письменно в тетрадь

Работай с картой

Учитель

4

Опишите рельеф (вопрос 4 с. 76)

- Русской равнины

- Средне-Сибирского плоскогорья

Оформите в тетради

Взаимопроверка

 (статичная пара)

 

5

 

 

 

 

 

6

2 уровень

Обоснуй свою точку  зрения.

Какие силы—внутренние  или  внешние—можно считать ведущими в формировании рельефа

 

3 уровень

Составь вопросы для географического диктанта о равнинах России

 

Проанализируй карту

Используй дополнительную литературу

 

 

 

Работай с картой

Используй дополнительную литературу

Учитель

 

 

 

 

 

 

 

Учитель


 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №3.

«Климат России»

 

Вид самостоятельной работы

Что делать

Контроль

Ответь на вопросы (устно)

Обратись к учебнику

Учитель

  1. Какие типы климата сформировались в России?

Типы климата

t янв.

t и.

ВМ.

Осадки

 

 

 

Приведите примеры влияния климатообразующих факторов

 

  1. Дать определение:

- трансформация воздушных масс

- солнечная радиация

- циклон

- антициклон

- воздушная масса

- летнее солнцестояние

- коэффициент увлажнения

- испарение

 

3        Установи закономерность в распределении тепла и влаги

 

 

 

4        Составь план по вопросу «Зависимость хозяйственной деятельности от климатических условий»

 

5        Географический диктант по теме «Климат» авт. Г. Элькин.

 

 

2уровень

6        Обоснуй свою точку зрения

Почему на “полюсе холода” –Оймяконе зимой значительно холоднее, чем в лежащей практически на той же широте Карелии.

 

3 уровень

7 “Взаимодействие воздушных масс определяет климат района”

Раскройте это утверждение на примере любых двух типов климата

Работая с картой, заполните таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответь устно с. 78-83

 

Работа со словарем учебника с. 298; выпиши в тетрадь, запомни

 

 

 

 

 

 

Проанализируй климатическую карту (устно), учебник с. 88-94

 

Обратись к учебнику с. 101-107, оформи письменно в тетрадь

 

 

 

Выполни письменно в тетради

 

 

 

Проанализируй карту

Используй дополнительную литературу

 

 

Проанализируйте карту

 

Используй дополнительную литературу

Самоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель

 

Взаимоконтроль

 

(статичная пара)

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль

 

 

 

 

Самоконтроль

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль

(статичная пара)

 

 

Учитель

 

 

 

 

 

 

Учитель

 

Географический диктант по теме «Климат». Выбери правильный ответ:

  1. Климат большей части России формируют воздушные массы, приходящие с: а) Атлантического океана; б) Тихого океана; в) Северного Ледовитого океана; г) Индийского океана.
  2. Зимой климат России больше всего формируется: а) Арктическим максимумом; б) Азиатским максимумом; в) Исландским минимумом; г) Алеутским минимумом.
  3. Циклоны летом активно разливаются: а) в Восточной Сибири; б) на юге Русской равнины; в) на Дальнем Востоке; г) над Карским морем.
  4. Разница между общим количеством  солнечной энергии, достигающее поверхности Земли, и ее потерями на излучение и отражение называется

а) солнечной радиацией; б) суммарной радиацией; в) поглощенной радиацией;

г) радиационным балансом.


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №4.

«Внутренние воды и водные ресурсы»

 

Вид деятельности

Что делать

Контроль

  1. Заполни схему:

        Виды внутренних вод:

Созданные человеком.

Подземные воды.

 Внутренние воды.

  1. Перечислите отличительные признаки горных и равнинных рек (приведите примеры)

 

  1. Вопросы:

- как климат повлиял на внутренние воды?

- к какому климату относится река, на которой стоит ваш населенный пункт?

- какую пользу приносит осушение болот?

- почему на Волге много водохранилищ?

- что влияет на размещение озер? Их названия по происхождению.

 

  1. Дать определения:

- половодье

- паводок

-         внутренний сток

-          годовой режим

-  твердый сток

-  уклон реки

- водные ресурсы

 

  1. Выполни тест №1

Авт. Г.Элькин.

 

  1. Рассчитать падение реки Енисей.

 

2 уровень.

  1. Нарисуй схему, показывающую взаимодействие внутренних вод с другими компонентами природы

 

3 уровень.

Составь вопросы по теме «Многолетняя мерзлота»

 

 

Письменно в тетради с. 111

 

 

 

 

 

Работа с картой (устно)

 

 

 

Ответить на вопросы (устно)

Обратись к учебнику параграф 19, с. 111-119

 

 

 

 

 

 

Учебник параграф 20

 С. 119-124

 

 

 

 

См. словарь с. 298

 

 

 

 

 

 

 

Ответы запиши письменно в тетрадь, пронумеровав их

 

см. 3 задание с. 130, письменно

 

 

 

См. с. 114, рис. 53 с. 110, выполни в тетради

 

 

 

Письменно в тетради, обратись к учебнику

 с. 123-124

Самоконтроль

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль

(Вариационная пара)

 

 

 

Учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль

( Статичная пара)

 

 

 

 

 

 

Учитель

 

 

Самоконтроль

 

 

 

 

 

 

Учитель

 

 

 

Учитель

 

Тест №1. Определите соответствие понятий и определений. Выпишите правильный ответ, обозначив его цифрой и буквой.

  1. Ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды в реке.
  2. Превышение высоты истока реки над устьем.
  3. Расход воды в реке за год.
  4. Весь переносимый рекой материал.
  5. Кратковременный подъем уровня воды в реке, происходящий нерегулярно.
  6. Распределение стока воды в течение года.
  7. Отношение падения реки к ее длине.
  8. Устойчиво низкий уровень воды в реке.
  9. Количество воды, проходящее через поперечное сечение реки за единицу времени:

а) падение

б) уклон

в) режим

г) половодье

д) паводок

е) межень

ж) расход

з) годовой сток

и) твердый сток


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №5.

«Почвы и почвенные ресурсы России»

 

Вид деятельности

Что делать

Контроль

 

  1. Заполни таблицу. Особенности почвы.

Горизонт

Цвет

Органические вещества

 

  1. Перечисли типы почв, охарактеризуйте их. Расскажите о размещении.

 

  1. Продолжи предложения:

Плодородные почвы…

Скудные почвы…

 

Богата почвенными ресурсами …

Структурой почвы называется…

Механический состав влияет на…

  1. Дать определения:

- почва

- эрозия почв

- мелиорация

- рекультивация

- почвенные ресурсы

- земельные ресурсы

 

5. Ответь на вопросы:

- №1, 5, 7

- с чем связан выбор вида мелиорации?

- какие почвы формируются под лесами? Почему?

 

7        Проверь себя.

 

2 уровень.

Докажи, что почвы – «зеркало ландшафта»

 

3 уровень.

Составь план рассказа «Почвы России»

 

 

Письменно в тетради, обратись к учебнику с. 134-136

 

 

с. 138-141 (устно) см. почвенную карту рис. 64, с. 141

 

 

письменно в тетради, обратись к учебнику с. 138-139, см. рис. 65, с.143

 

 

 

 

 

 

 

Обратись к учебнику с. 142-146, см. словарь с.298

 

 

 

 

 

См. с. 147, работай устно с. 138-139

 

 

 

 

 

Выполни тест №1 (письменно)

 

Выполни письменно в тетради, уч. стр. 133-135

 

 

 

Письменно

 

Самоконтроль

 

 

 

 

Взаимоконтроль

(динамичная пара)

 

 

 

Взаимоконтроль

(статичная пара)

 

 

 

 

 

 

 

Учитель

 

 

 

 

 

 

 

Учитель

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль

(статичная пара)

 

Учитель

 

 

 

 

Учитель

 

 

Тест №1. Выберите правильный ответ.

  1. Плодородие почвы зависит от количества содержания в ней: а) живых организмов; б) воды; в) гумуса; 7) воздуха.
  2. Органическое вещество попадает в почву в наибольшей степени благодаря: а) воздуху атмосферы; б) микроорганизмам; в) текучим водам; г) животным.
  3. Наиболее богат перегноем верхний слой почвы, который называется: а) горизонтом вымывания; б) материнской породой; в) горизонтом вмывания; г) гумусовым горизонтом.
  4. По механическому составу лучшей считается почва: а) суглинистая; б) супесчаная; в) глинистая; г) песчаная.
  5. Наибольшим плодородием обладают почвы: а) каштановые; б) серые лесные; в) черноземные; г) дерново-подзолистые.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №6.

«Растительный и животный мир нашей страны»

 

Вид деятельности

Что делать

Контроль

 

Ответь на вопросы:

  1. Как размещены природные зоны в России?
  2. Какая растительность преобладает и где?

 

 

3        Составь схему:

Связь растительности с природными компонентами

 

 

4        Дай определения:

- растительное сообщество

- тундра

- леса

- степи

- пустыни

- луг

- болото

- лесные ресурсы

- кормовые ресурсы

 

4        Заполни таблицу

Прир. зона

Животные

Особенности

 

6        Составь план рассказа по теме «Влияние деятельности человека на растительный и животный мир России».

 

2 уровень.

Выполни тест №1.авт. Г.Элькин

 

3 уровень.

Ответь на вопрос №4 с. 142

 

 

 

Обратись к учебнику с. 149-153

Рис. 67 с. 148, карта природных зон

 

 

Оформи письменно в тетрадь

 

 

 

См. словарь с. 298, запомни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменно в тетради

Рис. 70 см. карту с. 155-159

 

 

 

Письменно в тетради по учебнику с. 160-161

 

 

 

Письменно в тетради

 

 

Выполни письменно

 

 

Взаимоконтроль

(статичная пара)

 

 

 

Самоконтроль

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль

(статичная пара)

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль

 

 

 

 

Учитель

 

 

 

 

Учитель

 

 

Учитель

 

Тест №1. Определите, о каком растительном сообществе идет речь в приведенных текстах.

1.       Характерная особенность – злаковое и травянистое разнотравье, там, где увлажнение выше, много ярких цветущих растений. Там, где оно ниже, растительный покров реже  а) тундра; б) тайга; в) лесостепь; г) степь.

2        Отрицательная черта зоны - многоярусное сообщество, богатое по числу видов и сложное по строению. Хвойные породы – ель, пихта, сосна – перемешаны с березой, липой, дубом, кленом. Зима - мягкая, снежная, лето – теплое и влажное.

а) темнохвойная тайга

б) светлохвойная тайга

в) смешанные леса

г) лесостепь

3 Растительное сообщество представлено сомкнутым покровом с преобладанием мхов, лишайников, трав, кустарников, низкорослых берез и ив. Растения в основном многолетние.

а) степь

б) тундра

в) лесостепь

г) лесотундра

3        Господствующий ярус в сообществе – ель, пихта, иногда кедр. Деревья, мхи, лишайники, кустарники, грибы, птицы, звери, насекомые тесно взаимосвязаны: а) лесотундра; б) темнохвойная тайга; в) широколиственные леса; г) смешанный лес.


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №7

«Западная Сибирь»

Вид самостоятельной работы

Что делать

Контроль

1.          Определи размеры Западной Сибири

2.          Заполни схему

Рельеф

Геологическое строение

Полезные ископаемые

3.          Докажите континентальности климата Западной Сибири

4.          Объясни заболоченность Западной Сибири

5.          Ответь устно на вопрос: чем отличаются природные зоны Западной Сибири от Русской равнины

6.          Составь рассказ по теме «Природные ресурсы Западной Сибири»

7.          Дайте определение: урманы; гривы, колки

2 уровень

8.  На севере и юге Западно-Сибирской равнины выпадает примерно одинаковое количество осадков(300 мм). Однако, на севере территория переувлажнена, а на юге –недостаток влаги. С чем это связано?

3 уровень

Составь кроссворд по теме:

“ Самая большая равнина России”

Работай с картой, оформи в тетрадь

Проанализируй карты, рис. 90 с. 223, обратись

к учебнику с.223-224

 

Проанализируй климатическую карту, рис. 75 с. 170-171 учебника

 

Обратись к учебнику

с. 224-225

 

Учебник с. 225-226, используй дополнительную литературу

Обратись к учебнику

с. 227-228

См. словарь с. 298

 

 

Проанализируй климатическую карту

Используй доп. литературу

 

 

 

 

 

Используй дополнительную литературу

Учитель

 

Взаимоконтроль

(вариационная пара)

 

Взаимоконтроль

(динамичная пара)

 

Самоконтроль 

 

 

 

Взаимоконтроль

(динамичная пара)

 

Учитель

 

Самоконтроль

 

 

Учитель

 

 

 

 

 

 

Учитель

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №8

«Средняя и Северо-Восточная Сибирь»

Вид самостоятельной работы

Что делать

Контроль

  1. Подтвердите примерами большие размеры Восточной Сибири

 

2. Укажите особенности геологического строения и рельефа Восточной Сибири

 

4         Опишите климат Восточной Сибири. Сравните его с другими районами.

 

5        Объясните причину распространения в Восточной Сибири многолетней мерзлоты

 

 

      6. Вопрос №4 с. 235 учебника

 

 

2 уровень

6        Объясни влияние климата на гидросеть Восточной Сибири

3 уровень

  7.   Оцени природные ресурсы Восточной Сибири  по пятибалльной системе. Обоснуй свою точку зрения

Проанализируйте карты. Выполните необходимые расчеты. Запишите в тетрадь

Заполните таблицу

Геологическое строение

Рельеф

 

 

 

Проанализируйте синоптические карты

Рис. 96 с.232

 

Обратись к учебнику с. 233, изучи дополнительную литературу

 

Проанализируй

Рис. 10 с. 239

 

См. учебник с. 236-238

 

 

 

Проанализируй карты атласа.

Используй дополнительную литературу

Учитель

 

 

 

Самоконтроль

 

 

 

Взаимоконтроль

(динамичная пара)

 

Взаимоконтроль

(вариационная пара)

 

 

 

Учитель

 

 

 

Учитель

 

 

 

Учитель

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №9

«Дальний Восток»

Вид самостоятельной работы

Что делать

Контроль

  1. Сравните положение Дальнего Востока и Русской равнины

2        Объясни заметки исследователей «Соболь здесь встречается с тигром, а виноград обвивает ель»

3        Укажи следствия положения Дальнего Востока на стыке литосферных плит

 

4        Обоснуй: какой сезон лучше выбрать для отдыха в Приморье?

5        Опиши реку Амур

2 уровень

6. Составь конспект-схему по теме «Ресурсы Д.В. и их использование»

 

3 уровень

2        Подготовь репортаж по теме:

Эндемики Дальнего Востока 

Проанализируйте карты, обратись к учебнику с. 250

 

Проанализируй карту рис. 106 с. 251. Используй дополнительную литературу

Обратись к учебнику с. 252-253, см. карту «Строение земной коры», оформи в тетрадь

См. учебник с. 254

 

 

Оформи в тетрадь, см. план

 

Изучи параграф 45 с.256, используй дополнительную литературу

Используй дополнительную литературу

Взаимоконтроль

(статичная пара)

 

Учитель

 

 

 

Учитель

 

 

 

Самоконтроль

 

 

Самоконтроль

 

Учитель

 

 

 

Взаимоконтроль

( динамичная пара)

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №10

«Восточно-Европейская равнина»

 

Вид самостоятельной работы

Что делать

Контроль

Ответь на вопросы устно:

  1. Объясните название равнины
  2. В чем особенность рельефа?
  3. Какими процессами сформирован рельеф?

 

Вспомни:

  1. Какие факторы оказывают влияние на климат равнины
  2. Проследи, как изменяется погода зимой и летом на Восточно-Европейской равнине
  3. Опиши реку Волгу

 

 

 

  1. Выявите особенности природных зон Восточно-Европейской равнины

 

 

 

7          Дай определение по понятиям: полесье, бор, дубрава

2 уровень

9.  Выполни проблемное задание №2 с. 203 учебника

 

 

3 уровень

8        Составь памятку для туриста

“Объекты и памятники природы Русской равнины”

 

 

Обратись к учебнику с. 193

С. 193-194

Проанализируй физическую карту «Строение земной коры»

 

Выпишите в тетрадь,

См. учебник с. 194-195

Сопоставь рис. 40, 41, 42, с. 90-91 учебника, объясни устно

 

Воспользуйтесь планом в тетради, оформите письменно

 

Заполните таблицу:

Пр. зона

Раст.

Жив.

Почвы

 

См. учебник с. 198-199, доп. Литературу

См. словарь с. 298

 

 

Подумай, проанализируй карту рис. 80 с. 202

 

Используй дополнительную литературу

 

Взаимоконтроль

( Статичная пара)

 

 

 

 

Учитель 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль

(статичная пара)

 

 

Самоконтроль

 

 

 

 

 

Учитель

 

 

Взаимоконтроль

(статичная пара)

 

 

Взаимоконтроль

( динамичная пара)

 

Hosted by uCoz