Рабочая программа

школьного начального курса географии.

 

Составитель  Коробкина Елена Геннадьевна

 

 

2006 г.

 

 

Основные функции программы:

 

1.     Развивающая.

2.     Просветительская (информационная).

3.     Профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении).

4.     Коррекционная (помощь в преодолении трудностей).

 

Основные принципы программы:

 

·        Принцип деятельности.

·        Принцип активности.

·        Принцип соответствия возрастной категории.

 

Важнейшие направления программы:

 

·        Интеграция.

·        Экологизация.

·        Гуманизация.

·        Политизация.

·        Экономизация.

·        Регионолизация.

·        Практическая направленность.

 

Используемые технологии:

 

Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.

 

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

 

1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2.  Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.Исследовательский метод используется:

·        В описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность;

·        При составлении экономико – географической характеристики  местных предприятий;

·        Пери работе с различными источниками географического содержания;

·        В организации и проведении природоведческих и производственных экскурсий

 

Формы организации работы учащихся:

 

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

 - фронтальная;

 - парная;

 - групповая.

Формы учебных занятий:

·        Игры: на конкурсной основе, ролевые;

·        Мини – лекции;

·        Диалоги и беседы;

·        Практические работы;

·        Семинары;

·        Дискуссии;

·        Круглые столы;

·        Проектные работы

 

Виды деятельности учащихся:

·        Устные сообщения;

·        Обсуждения;

·        Мини – сочинения;

·        Работа с источниками;

·        Доклады;

·        Защита презентаций;

·        Рефлексия.

 

Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно – правовой базе:

1.     Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

2.     Базисный учебный план.

3.     Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.

4.     Стандарт основного общего образования по географии.

5.     Программа по географии для основной школы:

- Герасимова Т.П. «Начальный курс географии», 6 класс; Душина И.В. «География материков и океанов», 7 класс;

Баринова И.И, Дронов В.П. «География России», 8 – 9 классы; Максаковский В.П.  «Экономическая и социальная география мира», 10 класс

6.Закон Российской Федерации «Об образовании».

 

Учебно – методические материалы по дисциплине:

6 класс 

1.     Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П. ”География. Начальный курс. 6 класс”, М., ”Дрофа”, 2001. 

2.     Атлас ”Начальный курс географии. 6 класс”, М., ”АСТ-ПРЕСС ШКОЛА”, 2002.

3.     Контурные карты с заданиями ”Начальный курс географии. 6 класс”, М., ”АСТ-ПРЕСС”, 2000.

4.     Пятунин В.Б. ”Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы”, М., ”Дрофа”, 2001.

Пояснительная  записка.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

В программе представлена оптимальная структура краеведческого материала, а главное – подчёркивается комплексная основа его содержания.

Начальный курс для учащихся основной школы – первый по географии. Поэтому в «Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже- объяснять.

Цель курса:

 заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Распределение материала по содержательным линиям.

№ п/п

Содержательная линия

Обязательный минимум

Требования к уровню подготовки учащихся

Возможность углубления

знать

уметь

1

2

3

4

5

6

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научные основы содержания, включающие основные учения, теории, методы географических исследований.

- Предмет географии. История развития географических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Виды изображения местности, условные знаки, план местности. Масштаб; численный, именованный и линейный масштабы.

 

 

- Стороны горизонта, ориентирование, азимут. Изображение неровностей земной поверхности на плане, карте. Съемка местности и ее виды. Форма и размеры Земли, глобус. Географическая карта, виды карт. Меридианы, параллели, градусная сетка.

Географическая широта и долгота, их изображение на глобусе и карте. Географические координаты. Шкала высот и глубин. Использование плана местности и географических карт человеком.

 

- Внутренне строение Земли, ядро, мантия, земная кора, ее виды; литосфера, рельеф. Охрана земных недр и поверхности суши.

 

 

 

 

- Вода на Земле, мировой круговорот воды, гидросфера и ее составные части. Температура и соленость воды. Ветровые волны и цунами. Течения и их виды по температуре, глубине и образованию. Богатства Мирового океана. Изучение и охрана Океана.

- Атмосфера, ее строение и состав, тропосфера, значение атмосферы и ее  изучение. Абсолютная и относительная влажность воздуха, облака и их виды. Виды осадков и их измерение. Погода и ее изменение и предсказание. Климат и его характеристика. Световые и тепловые пояса Земли. Тропики и Полярные круги, воздушные массы. Зависимость климата от географической широты, близости океанов, течений, рельефа, высоты места, господствующих ветров.

 

 

 

 

 

- Биосфера. Распространение живых организмов на суше и в океане. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва, виды, строение и состав почвы.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Природный комплекс, географическая оболочка, взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Месторасположение Ростовской области. Горные породы родного края, их использование. Рельеф Ростовской области. Условия жизни людей в своей местности. Климат Донского края. Зоны труда, отдыха, оздоровления людей на территории Ростовской области.

 

 

 

-Источники получе-ния знаний о приро-де Земли, населении и хозяйстве. Мето-ды получения, обра-ботки, передачи и представления географической информации. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

- Глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способов картографического изображения, градусная сеть).

Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.

 

 

- Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зави-симости от глубины залегания.

 

 

- Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в приро-де и жизни людей, ее круговорот.

 

- Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климати-ческим условиям.

 

 

 

 

 

 

 

- Биосфера, ее взаимосвязи с дру-гими геосферами. Разнообразие растений и живот-ных, особенности их распространения. Приспособления живых организмов к среде обитания  в разных природных зонах. Сохранение человеком растите-льного и животного мира Земли.

- Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характери-стика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высо-тная поясность. Территориальные комплексы: приро-дные, природно - хозяйственные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Доказательства шарообразности Земли, первые представления о форме и размерах Земли; объекты изучения географии; особенности Земли как планеты.

 

 

 

 

 

 

- Содержание понятий: план местности, масштаб, географическая карта, относительная и абсолютная высоты, географические координаты; особенности различных видов изображения местности, сходства и отличия планов местности и географической карты;

способы изображения географических объектов и явлений на планах и картах;

основные элементы градусной сети.

- Особенности внутреннего строения Земли; основные формы рельефа суши, их различия по высоте, происхождению; меры охраны.

 

- Состав гидросферы; особенности рельефа дна Мирового океана.

 

 

 

- Содержание понятий: атмосфера, погода, климат, ветер, атмосферные осадки; строение атмосферы, характеристики погоды; особенности суточного и годового вращения Земли и их следствия; особенности времен года; основные мероприятия по охране атмосферного воздуха.

 

 

 

- Состав биосферы; приспособления растений и животных к условиям жизни; почва, ее компоненты.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Примеры взаимодействия между оболочками Земли: литосферой, гидросферой атмосферой и биосферой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Географическое положение области и влияние его на природные условия; основные свойства компонентов природы родного края.

 

 

 

- Определить высоту солнца над горизонтом, особенности использования местных строительных материалов в хозяйственной деятельности людей.

 

 

 

 

 

 

- Определять по плану и карте объекты местности, направления, расстояния, высоты точек; определять географические координаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Наносить объекты на контурную карту.

 

 

 

 

 

- Определять ГП объектов гидросферы; описывать использование изменение гидросферы человеком.

 

- Объяснять особенности климата, влияющие на жизнь, труд, отдых населения. Определять положение объектов относительно поясов освещенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Приводить примеры воздействия живых организмов на компоненты неживой природы; описывать почвы, их использование и изменение человеком.

 

 

 

 

 

 

- Объяснять взаимосвязь между компонентами природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Устанавливать географические взаимосвязи; применять правила природоохранительного поведения в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Изогипсы и изобаты; оперировать горизонталями: высоты холмов и глубины впадин; переводить один вид масштаба в другой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Оценка экологического состояния; платформы и геосинклинали..

 

 

 

- Построение логических цепочек «Причинно – следственные связи образования течений в океане».

 

- Стратосфера, ионосфера: строение и состав; выявление влияния различных факторов на формирование климата отдельных территорий.

 

   2 Объекты природные и социально – экономические.

- Изучение форм поверхности, характера залегания пород; ознакомление с водами, их использованием и охраной.

 

 

 

- Города и сельские населенные пункты, крупнейшие города мира. Многообразие стран, крупнейшие страны мира.

 

- Минералы, горные породы и их типы: осадочные, магматические, метаморфические.

 

- Вулканы, их виды и строение; горячие источники и гейзеры.

 

- Горы, виды гор по возрасту и абсолютной высоте, размещение гор на Земле. Равнины и их виды по абсолютной и относительной вы соте. Размещение равнин на Земле.

Характерные черты рельефа дна Мирового океана. Крупнейшие острова и полуострова Земли.

 

 

 

 

 

 

- Мировой океан и его части: моря, проливы, заливы. Подземные воды, их виды, происхождение и охрана. Река, ее составные части, виды рек, питание и режим реки; пороги и водопады. Крупнейшие реки мира. Озера, виды озер по стоку, солености и происхожде-нию котловины. Крупнейшие озера мира. Ледник, горные и покровные ледники, снеговая линия, морена, айсберги. Каналы, водохранилища, пруды, болота. Охрана поверхностных вод.

 

- Компоненты природы Ростовской области. Водоемы Ростовской области и непосредственного места жительства.

 

 

- Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ис-копаемых. Наблюю-дение за объектами  литосферы, описа-ние на местности и по карте.

 

 

 

 

 

- Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутрен-них, внешних и техногенных проце-ссов. Полезные ис-копаемые, зависи-мость их размеще-ния от строения земной коры и рельефа.. Минера-льные ресурсы Земли, их виды и оценка. Особен-ности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равни-нах.

 

- Мировой океан и его части, взаимо-действие с атмо-сферой и сушей Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мер-злота. Водные ресу-рсы Земли, их раз-мещение и качество. Природные памят-ники гидросферы.

 

- Наблюдения за растениями и животными для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.

 

 

- Основные формы поверхности и характер залегания горных пород; использование и меры по охране водоемов.

 

- Способы изображения государств на политической карте мира.

- Основные виды горных пород, слагающих земную кору.

- Проявление вулканизма, отличия горячих источников от гейзеров.

- Крупнейшие вершины мира; основные формы рельефа суши и дна океана, их различия по высоте, происхождению.

 

 

 

 

 

 

 

-  Составные части Мирового океана: состав вод суши; особенности рек, озер, подземных вод, ледников, хозяйствен-ное значение вод, меры по их бережному исполь-зованию и охране.

 

 

 

- Особенности природы родного края. Реки, пруды, озера, водохранилища.

 

 

 

- Характеризовать конкретные формы поверхности, обнажения, водоемы.

 

 

 

- Читать политическую карту; показывать на ней государства и их столицы.

 

- Определять минералы и горные породы по образцам.

- Распознавать потухшие и действующие вулканы, приводить примеры.

- Составлять по физической карте описание крупных равнин и горных систем; обозначение и надписывание объектов на контурной карте; определять еографии-ческие координаты крупных вершин.

 

 

 

 

 

- Определять по карте глубину океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа; определять по форме озерной котловины ее происхо-ждение; наносить объекты гидросферы на контурную карту; оперировать темати-ческой терминологией.

- Составлять описание природного комплекса родного края.

 

 

3

Процессы и явления на планете, как природные, так и социально – экономические, в том числе антропогенные факторы как позитивного, так и негативного характера.

- Горизонтальные и вертикальные движения земной коры, землетрясения. Изменение земной коры под влиянием хозяйственной деятельности человека.

 

 

 

- Температура воздуха и ее измерение, термометр, суточный ход температуры, ее изменение с высотой места. Средняя месячная и средняя годовая температура  воздуха. Атмосферное давление и его измерение, барометр, изменение давления. Ветер и виды ветров. Бриз и муссон. Флюгер. Роза ветров.

 

 

- Воздействие человека на природный комплекс.

 

 

 

- Деятельность людей на территории родного края.

 

 

 

 

 

- Природные памятники лито-сферы.

 

 

 

 

-. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат.

 

 

 

 

- Географическая оболочка как окру-жающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

- Виды движения земной коры; проявления землетря-сения;  характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры.

- Характеристики погоды и ее измене-ние: температура, давление, ветер.

 

 

 

 

 

 

- Особенности различных биокомплексов, их возможные изменения человеком.

 

- Виды и род занятий населения.

 

 

 

 

 

- Описывать изменения земной коры человеком.

 

 

 

- Строить графики хода температуры, розу ветров, диаграммы осадков и анализиро-вать их; вычислять среднюю температуру воздуха, амплитуды температур; решать задачи, отражающие изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой.

- Описывать изменения природы в зависимости от численности населения и хозяйст-венной освоенности территории.

 

- Давать оценку экологического состо-яния природы родного края в результате деятельности человека.

 

 

 

 

 

- Горст, грабен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Техногенные катастрофы.

4

Материальные и духовные ценности.

Численность и размещение населения Земли. Расы Земли и крупнейшие народы мира.

 

 

- Численность населения земного шара; основные человеческие расы.

 

- По характерным признакам делить людей на расы.

 

- Определение плотности населения.

5

Типовая структура географической характеристики территории.

- Ориентирование на местности с помощью плана, компаса и местных признаков. Глазомерная съемка с планшетом небольшого участка местности, определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высот.

Типовые планы описания:

·        Физико – географического положения материка;

·        Описания океана;

·        Физико – географической характеристики равнины;

·        Физико – геграфической характеристики горной страны;

·        Описания вулкана;

·        Описания моря;

·        Описания реки;

·        Описания озера;

·        Описания погоды.

 

 

 

- Ориентирование на карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.

 

 

-  Наблюдение за объектами гидрос-феры, их описание на местности и на карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количес-твенных характе-ристик элементов погоды с помощью приборов и инстру-ментов. Описание устройства и приме-нения барометра, гигрометра, флюге-ра, осадкомера. Выявление зависи-мости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияние на качество жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Алгоритмы типовых планов

географической характеристики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Использовать карты различного содержа-ния и другие исто-чники  для извлечения географической информации.

 

 

Тематическое планирование уроков географии в 6 классе.

(68 ч., 2 ч. в неделю; 9 ч. – региональный компонент)

 

СРОКИ ПРОХОЖДЕНИЯ

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ВРЕМЯ НА Р.Г.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ДАТА

 ПРОВ.

ТЕМАТИЧ. УЧЕТ

ДАТА ПРОВЕД.

ВВЕДЕНИЕ (6Ч.)

 

1-1.Что изучает физическая география. (1)

 

 

 

 

 

 

 

 

2-2.Развитие географических знаний о Земле. (2)

 

 

Имена ученых, путешественников, о кото-рых узнали в 8 классе, их заслуги.

 

 

 

 

 

3-3.Практическая работа.

 

 

 

П/р №1 «Наблюдение за погодой, высотой Солнца над гори-зонтом, сезон-ными изменени-ями состояния растительности и водоемов».

 

 

 

 

4-4.Экскурсия. Практическая работа.

 

 

 

П/р №2 «Изучение форм поверхности, характера залега-ния пород;  ознакомлени с водами, их испо-льзованием и охраной».

 

 

 

 

5-5.Численность населения Земли. Расовый состав. (49-50)

 

 

Вклад народов Востока в раз-витие научных знаний, искус-ства.(ист  )

 

 

 

 

 

6-6.Населенные пункты. Государства на карте мира. (51-52)

 

 

Занятия населения в городах и секлах.

П/р №3 «Определение положения государства на материке; нанесение на к/к границ госу-дарств, названных в теме, столиц и определение их географических государств».

 

 

 

ОТ ПЛАНА МЕСТНОСТИ К ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ. (15 ч.)

ПЛАН МЕСТНОСТИ (7 ч.)

 

7-1.Изображение местности на плане. Масштаб. (3-4)

 

 

Вспомнить из математики единицы и правила изм-ерения.

 

 

 

 

 

8-2.Определение направлений по плану местности. (5)

 

 

Понятия: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта

 (из природове-дения)

 

 

 

 

 

9-3.Составление схематического плана участка местности. (Экскурсия + П/р)

 

 

Основные и промежуточные стороны горизонта.

П/р №4 «Ориентирование на местности с помощью плана, компаса и мест-ных признаков. Глазомерная съемка  с планше-том небольшого участка местности (один из спосо-бов).  

 

 

 

 

10-4.Полярная и маршрутная съемки.

(7-8)

 

 

Измерение расстояний при помощи измер. прибор.

 

 

 

 

 

11-5.Относительная и абсолютная высота. Изображение рельефа горизонталями. (6)

 

 

Где в природе встречается горизонтальная поверхность? вертикальн.?

 

 

 

 

 

12-6.Чтение плана местности .(закрепление)

 

 

Условные знаки, их значение.

 

 

 

 

 

13-7.Экскурсия в природу.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. КАРТА – МОДЕЛЬ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. (8ч.)

 

14-1.Формы и размеры Земли.Глобус. (9)

 

 

Наблюдения, подтверждающие шароо-бразноть Земли.

 

 

 

 

 

15-2.Географическая карта. Масштаб. (10)

 

 

Виды масштабов.

 

 

 

 

 

16-3.Градусная сетка. (11)

 

 

Градус, географические полюса, экватор.

 

 

 

 

 

17-4.Географические координаты. (12-13)

 

 

Названия и расположения материков и океанов.

 

 

 

 

 

18-5.Нахождение нужной точки на глобу-се и карте. (п. 12-13)

Практическая работа.

 

 

 

П/р №5 «Определение расстояний, направлений и географических координат на глобусе, карте полушарий и карте России; обучение офор-млению к/к. Обозначение на к/к России местоположения своего населен-ного пункта по географическим координатам».

 

 

 

 

19-6.Изображение рельефа на мелкомасштабных картах. (14)

 

 

Понятия: относительная и абсолют-ная высота, горизонтали.

 

 

Зачет №1.

 

 

 

20-7.Значение планов местности и географических карт. (15)

Обобщение и повторе-ние.

 

 

Применение карт.

 

 

Контрольная работа №1

 

 

21-8.Обобщение и повторение по теме «План и карта».

 

 

Условные знаки.

 

 

Игра – состязание «Конкурс топогра-фов».

 

Раздел 2. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ.(38ч)     ЛИТОСФЕРА (12ч.)

 

22-1.Внутреннее строение Земли. (16)

 

 

 

 

 

 

 

 

23-2.Породы, слагающие земную кору. (17)

 

 

 

 

 

 

 

 

24-3.Движение земной коры. (18)

 

 

 

 

 

 

 

 

25-4.Вулканы. Источники. (19)

 

 

 

 

 

Составление и разгад-ывание кроссворд.

 

 

26-5.Основные формы рельефа поверхности Земли. Горы суши. (20)

 

 

 

 

 

 

 

 

27-6.Равнины суши. (21)

 

 

 

 

 

 

 

 

28-7.Практическая работа.

 

 

 

П/р №6 «Определение по карте положения и высоты гор и равнин,географических координат и высоты отдель-ных вершин.

 

 

 

 

29-8.Изменение земной коры под влиянием хозяйственной деятель-ности человека.

 (зап. в тетр.)

 

 

 

 

 

 

 

 

30-9.Практическая работа.

 

 

 

П/р №7 «Обозначение и надписывание на к/к  названий гор, равнин, вулканов.

 

 

 

 

31-10.Горы на дне океана. (22)

 

 

 

 

 

 

 

 

32-11.Равнины дна океана. (22)

 

 

 

 

 

Зачет 2.

 

 

33-12.Охрана земных недр и поверхности суши.

Обобщение изученного

 

 

 

 

 

Ролевая игра «Литосфе-ра».

 

ГИДРОСФЕРА (11ч.)

 

34-1.Понятие о гидрос-фере. Мировой круговорот воды. (23)

Практическая работа.

 

 

 

П/р №8 «Определение по карте России расстояния (приблизитель-ная) от своего населенного пун-кта до ближай-шего моря, озера, водохранилища..

 

 

 

 

35-2.Мировой океан и его части. (24)

Практическая работа.

 

 

 

П/р №9 «Выявление изме-нений глубин оке-анов вдоль одной из параллелей».

 

 

 

 

36-3.Практическая работа.

 

 

 

П/р №10 «Определение по карте географи-ческого положе-ния и глубин мо-рей, географи-ческого положе-ния проливов, островов и полу-островов, рек и озер. Обозначение и надписывание на к/к географиче-ких объектов».

 

 

 

 

37-4. Свойства вод Мирового океана.(25)

 

 

 

 

 

 

 

 

38-5.Движение воды в океане. Течения.

 (26-27)

 

 

 

 

 

 

 

 

39-6.Богатства Мирово-го океана. Изучение и охрана океана. (28)

 

 

 

 

 

 

 

 

40-7.Подземные воды. (29)

 

 

 

 

 

 

 

 

41-8.Реки. Пороги и водопады. (30)

 

 

 

 

 

 

 

 

42-9.Озера. Водохранилища. Охрана речных и озерных вод. (31)

 

 

 

 

 

 

 

 

43-10.Каналы. (33)

 

 

 

 

 

 

 

 

44-11.Ледники. (32)

Зачет.

 

 

 

 

 

Зачет 3.

 

АТМОСФЕРА. (10ч.)

 

45-1.Понятие об атмо-сфере. Изучение и ох-рана атмосферы. (34)

 

 

 

 

 

 

 

 

46-2.Атмосферное дав-ление. Ветер.

 (35, 38)

 

 

 

 

 

 

 

 

47-3.Температура воздуха. Суточный и годовой ход темпера-туры. (36-37)

 

 

 

 

 

 

 

 

48-4.Водяной пар в воздухе. Относительная и абсолютная влаж-ность. Туман, облака. (39)

 

 

 

 

 

 

 

 

49-5.Атмосферные осадки. (40)

 

 

 

 

 

 

 

 

50-6.Распределение света и тепла по земной поверхности. (43)

 

 

 

 

 

 

 

 

51-7.Погода. (41)

Практическая работа.

 

 

 

П/р №11 «Наблюдение погоды и обработ-ка собранных материалов:составление графика те-мпературы, диаг-рамм облачности и осадков, «розы ветров»; описание погоды на день, месяц».

 

 

 

 

52-8.Климат. (42)

 

 

 

 

 

 

 

 

53-9.Зависимость климата от географического положения местности. (44)

 

 

 

 

 

 

 

 

54-10.Влияние на климат океанических течений, рельефа и господствующих ветров.

 

 

 

 

 

Зачет 4.

 

БИОСФЕРА. (2ч.)

 

55-1.Распространение организмов. (45)

 

 

 

 

 

 

 

 

56-2.Воздействие организмов на земные оболочки. (46)

 

 

 

 

 

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗЕМНЫХ ОБОЛОЧЕК. (3ч.)

 

57-1.Географическая оболочка. ПК. (47)

 

 

 

 

 

 

 

 

58-2.Влияние деятельности людей на ПК. (48)

 

 

 

 

 

 

 

 

59-3.Итоговый урок.

 

 

 

 

Контрольная ра-бота №2

 

 

 

 

 

Раздел 3. ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ. (9ч.)

 

60-1. Месторасполо-жение Ростовской области.

Практическая работа.

 

1 ч.

 

П/р №12 «Ознакомлени с компонентами природы своей местности, с прявлением связи между ними на примере природ-ных комплексов, различие которых обусловлено рель-ефом. Составле-ние описания природного комп-лекса

(на местности)».

 

 

 

 

 

61-2.Горные породы, их использование. Рельеф.

совпадение регионального и федерального компонентов

1 ч.

 

 

 

 

 

 

 

62-3.Водоемы Ростовской области. (экскурсия)

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

 

63-4.Составление описания ПК своей местности.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

 

64-5.Условия жизни людей своей области. Климат.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

 

65-6.Деятельность людей своей местности.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

 

66-7.Выявление зон труда, отдыха, оздоровления людей.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

 

67-8.Обобщение и повторение изученного.

 

1 ч.

 

 

 

Игра – КВН.

 

 

 

68-9.Итоговый урок.

 

1 ч.

 

 

 

Контрольная работа №3

 

 

                       

Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:

 

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

 

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

 

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

 

Тема ”Человечество на Земле”

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япон

 

Hosted by uCoz