Рабочая программа
школьного начального курса географии.
Составитель Коробкина Елена Геннадьевна
2006 г.
Основные функции программы:
1. Развивающая.
2. Просветительская (информационная).
3. Профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении).
4. Коррекционная (помощь в преодолении трудностей).
Основные принципы программы:
· Принцип деятельности.
· Принцип активности.
· Принцип соответствия возрастной категории.
Важнейшие направления программы:
· Интеграция.
· Экологизация.
· Гуманизация.
· Политизация.
· Экономизация.
· Регионолизация.
· Практическая направленность.
Используемые технологии:
Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.Исследовательский метод используется:
В организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.);
· В описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность;
· При составлении экономико – географической характеристики местных предприятий;
· Пери работе с различными источниками географического содержания;
· В организации и проведении природоведческих и производственных экскурсий
Формы организации работы учащихся:
1.Индивидуальная.
2.Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Формы учебных занятий:
· Игры: на конкурсной основе, ролевые;
· Мини – лекции;
· Диалоги и беседы;
· Практические работы;
· Семинары;
· Дискуссии;
· Круглые столы;
· Проектные работы
Виды деятельности учащихся:
· Устные сообщения;
· Обсуждения;
· Мини – сочинения;
· Работа с источниками;
· Доклады;
· Защита презентаций;
· Рефлексия.
Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно – правовой базе:
1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
2. Базисный учебный план.
3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
4. Стандарт основного общего образования по географии.
5. Программа по географии для основной школы:
- Герасимова Т.П. «Начальный курс географии», 6 класс; Душина И.В. «География материков и океанов», 7 класс;
Баринова И.И, Дронов В.П. «География России», 8 – 9 классы; Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира», 10 класс
6.Закон Российской Федерации «Об образовании».
Учебно – методические материалы по дисциплине:
6 класс
1. Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П. ”География. Начальный курс. 6 класс”, М., ”Дрофа”, 2001.
2. Атлас ”Начальный курс географии. 6 класс”, М., ”АСТ-ПРЕСС ШКОЛА”, 2002.
3. Контурные карты с заданиями ”Начальный курс географии. 6 класс”, М., ”АСТ-ПРЕСС”, 2000.
4. Пятунин В.Б. ”Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы”, М., ”Дрофа”, 2001.
Пояснительная записка.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
В программе представлена оптимальная структура краеведческого материала, а главное – подчёркивается комплексная основа его содержания.
Начальный курс для учащихся основной школы – первый по географии. Поэтому в «Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже- объяснять.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Распределение материала по содержательным линиям.
|
№ п/п |
Содержательная линия |
Обязательный минимум |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Возможность углубления | |
|
знать |
уметь | ||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1
|
Научные основы
содержания, включающие основные учения, теории, методы географических
исследований.
- Предмет географии. История развития географических знаний.
- Виды изображения местности, условные знаки, план местности. Масштаб; численный, именованный и линейный масштабы.
- Стороны горизонта, ориентирование, азимут. Изображение неровностей земной поверхности на плане, карте. Съемка местности и ее виды. Форма и размеры Земли, глобус. Географическая карта, виды карт. Меридианы, параллели, градусная сетка. Географическая широта и долгота, их изображение на глобусе и карте. Географические координаты. Шкала высот и глубин. Использование плана местности и географических карт человеком.
- Внутренне строение Земли, ядро, мантия, земная кора, ее виды; литосфера, рельеф. Охрана земных недр и поверхности суши.
- Вода на Земле, мировой круговорот воды, гидросфера и ее составные части. Температура и соленость воды. Ветровые волны и цунами. Течения и их виды по температуре, глубине и образованию. Богатства Мирового океана. Изучение и охрана Океана. - Атмосфера, ее строение и состав, тропосфера, значение атмосферы и ее изучение. Абсолютная и относительная влажность воздуха, облака и их виды. Виды осадков и их измерение. Погода и ее изменение и предсказание. Климат и его характеристика. Световые и тепловые пояса Земли. Тропики и Полярные круги, воздушные массы. Зависимость климата от географической широты, близости океанов, течений, рельефа, высоты места, господствующих ветров.
- Биосфера. Распространение живых организмов на суше и в океане. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва, виды, строение и состав почвы.
- Природный комплекс, географическая оболочка, взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек.
- Месторасположение Ростовской области. Горные породы родного края, их использование. Рельеф Ростовской области. Условия жизни людей в своей местности. Климат Донского края. Зоны труда, отдыха, оздоровления людей на территории Ростовской области. |
-Источники получе-ния знаний о приро-де Земли, населении и хозяйстве. Мето-ды получения, обра-ботки, передачи и представления географической информации. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. - Глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способов картографического изображения, градусная сеть). Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.
- Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зави-симости от глубины залегания.
- Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в приро-де и жизни людей, ее круговорот.
- Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климати-ческим условиям.
- Биосфера, ее взаимосвязи с дру-гими геосферами. Разнообразие растений и живот-ных, особенности их распространения. Приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растите-льного и животного мира Земли. - Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характери-стика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высо-тная поясность. Территориальные комплексы: приро-дные, природно - хозяйственные.
|
- Доказательства шарообразности Земли, первые представления о форме и размерах Земли; объекты изучения географии; особенности Земли как планеты.
- Содержание понятий: план местности, масштаб, географическая карта, относительная и абсолютная высоты, географические координаты; особенности различных видов изображения местности, сходства и отличия планов местности и географической карты; способы изображения географических объектов и явлений на планах и картах; основные элементы градусной сети. - Особенности внутреннего строения Земли; основные формы рельефа суши, их различия по высоте, происхождению; меры охраны.
- Состав гидросферы; особенности рельефа дна Мирового океана.
- Содержание понятий: атмосфера, погода, климат, ветер, атмосферные осадки; строение атмосферы, характеристики погоды; особенности суточного и годового вращения Земли и их следствия; особенности времен года; основные мероприятия по охране атмосферного воздуха.
- Состав биосферы; приспособления растений и животных к условиям жизни; почва, ее компоненты.
- Примеры взаимодействия между оболочками Земли: литосферой, гидросферой атмосферой и биосферой.
- Географическое положение области и влияние его на природные условия; основные свойства компонентов природы родного края. |
- Определить высоту солнца над горизонтом, особенности использования местных строительных материалов в хозяйственной деятельности людей.
- Определять по плану и карте объекты местности, направления, расстояния, высоты точек; определять географические координаты.
- Наносить объекты на контурную карту.
- Определять ГП объектов гидросферы; описывать использование изменение гидросферы человеком.
- Объяснять особенности климата, влияющие на жизнь, труд, отдых населения. Определять положение объектов относительно поясов освещенности.
- Приводить примеры воздействия живых организмов на компоненты неживой природы; описывать почвы, их использование и изменение человеком.
- Объяснять взаимосвязь между компонентами природы.
- Устанавливать географические взаимосвязи; применять правила природоохранительного поведения в повседневной жизни.
|
- Изогипсы и изобаты; оперировать горизонталями: высоты холмов и глубины впадин; переводить один вид масштаба в другой
- Оценка экологического состояния; платформы и геосинклинали..
- Построение логических цепочек «Причинно – следственные связи образования течений в океане».
- Стратосфера, ионосфера: строение и состав; выявление влияния различных факторов на формирование климата отдельных территорий.
|
| 2 | Объекты природные и
социально – экономические.
- Изучение форм поверхности, характера залегания пород; ознакомление с водами, их использованием и охраной.
- Города и сельские населенные пункты, крупнейшие города мира. Многообразие стран, крупнейшие страны мира.
- Минералы, горные породы и их типы: осадочные, магматические, метаморфические.
- Вулканы, их виды и строение; горячие источники и гейзеры.
- Горы, виды гор по возрасту и абсолютной высоте, размещение гор на Земле. Равнины и их виды по абсолютной и относительной вы соте. Размещение равнин на Земле. Характерные черты рельефа дна Мирового океана. Крупнейшие острова и полуострова Земли.
- Мировой океан и его части: моря, проливы, заливы. Подземные воды, их виды, происхождение и охрана. Река, ее составные части, виды рек, питание и режим реки; пороги и водопады. Крупнейшие реки мира. Озера, виды озер по стоку, солености и происхожде-нию котловины. Крупнейшие озера мира. Ледник, горные и покровные ледники, снеговая линия, морена, айсберги. Каналы, водохранилища, пруды, болота. Охрана поверхностных вод.
- Компоненты природы Ростовской области. Водоемы Ростовской области и непосредственного места жительства. |
- Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ис-копаемых. Наблюю-дение за объектами литосферы, описа-ние на местности и по карте.
- Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутрен-них, внешних и техногенных проце-ссов. Полезные ис-копаемые, зависи-мость их размеще-ния от строения земной коры и рельефа.. Минера-льные ресурсы Земли, их виды и оценка. Особен-ности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равни-нах.
- Мировой океан и его части, взаимо-действие с атмо-сферой и сушей Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мер-злота. Водные ресу-рсы Земли, их раз-мещение и качество. Природные памят-ники гидросферы.
- Наблюдения за растениями и животными для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте. |
- Основные формы поверхности и характер залегания горных пород; использование и меры по охране водоемов.
- Способы изображения государств на политической карте мира. - Основные виды горных пород, слагающих земную кору. - Проявление вулканизма, отличия горячих источников от гейзеров. - Крупнейшие вершины мира; основные формы рельефа суши и дна океана, их различия по высоте, происхождению.
- Составные части Мирового океана: состав вод суши; особенности рек, озер, подземных вод, ледников, хозяйствен-ное значение вод, меры по их бережному исполь-зованию и охране.
- Особенности природы родного края. Реки, пруды, озера, водохранилища.
|
- Характеризовать конкретные формы поверхности, обнажения, водоемы.
- Читать политическую карту; показывать на ней государства и их столицы.
- Определять минералы и горные породы по образцам. - Распознавать потухшие и действующие вулканы, приводить примеры. - Составлять по физической карте описание крупных равнин и горных систем; обозначение и надписывание объектов на контурной карте; определять еографии-ческие координаты крупных вершин.
- Определять по карте глубину океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа; определять по форме озерной котловины ее происхо-ждение; наносить объекты гидросферы на контурную карту; оперировать темати-ческой терминологией. - Составлять описание природного комплекса родного края. |
|
|
3 |
Процессы и явления
на планете, как природные, так и социально – экономические, в том числе
антропогенные факторы как позитивного, так и негативного
характера.
- Горизонтальные и вертикальные движения земной коры, землетрясения. Изменение земной коры под влиянием хозяйственной деятельности человека.
- Температура воздуха и ее измерение, термометр, суточный ход температуры, ее изменение с высотой места. Средняя месячная и средняя годовая температура воздуха. Атмосферное давление и его измерение, барометр, изменение давления. Ветер и виды ветров. Бриз и муссон. Флюгер. Роза ветров.
- Воздействие человека на природный комплекс.
- Деятельность людей на территории родного края. |
- Природные памятники лито-сферы.
-. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат.
- Географическая оболочка как окру-жающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
|
- Виды движения земной коры; проявления землетря-сения; характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры. - Характеристики погоды и ее измене-ние: температура, давление, ветер.
- Особенности различных биокомплексов, их возможные изменения человеком.
- Виды и род занятий населения. |
- Описывать изменения земной коры человеком.
- Строить графики хода температуры, розу ветров, диаграммы осадков и анализиро-вать их; вычислять среднюю температуру воздуха, амплитуды температур; решать задачи, отражающие изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой. - Описывать изменения природы в зависимости от численности населения и хозяйст-венной освоенности территории.
- Давать оценку экологического состо-яния природы родного края в результате деятельности человека. |
- Горст, грабен.
- Техногенные катастрофы. |
|
4 |
Материальные и духовные ценности. Численность и размещение населения Земли. Расы Земли и крупнейшие народы мира. |
|
- Численность населения земного шара; основные человеческие расы. |
- По характерным признакам делить людей на расы. |
- Определение плотности населения. |
|
5 |
Типовая структура
географической характеристики территории.
- Ориентирование на местности с помощью плана, компаса и местных признаков. Глазомерная съемка с планшетом небольшого участка местности, определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высот. Типовые планы описания: · Физико – географического положения материка; · Описания океана; · Физико – географической характеристики равнины; · Физико – геграфической характеристики горной страны; · Описания вулкана; · Описания моря; · Описания реки; · Описания озера; · Описания погоды.
|
- Ориентирование на карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.
- Наблюдение за объектами гидрос-феры, их описание на местности и на карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количес-твенных характе-ристик элементов погоды с помощью приборов и инстру-ментов. Описание устройства и приме-нения барометра, гигрометра, флюге-ра, осадкомера. Выявление зависи-мости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияние на качество жизни населения. |
- Алгоритмы типовых планов географической характеристики. |
- Использовать карты различного содержа-ния и другие исто-чники для извлечения географической информации. |
|
Тематическое планирование уроков географии в 6 классе.
(68 ч., 2 ч. в неделю; 9 ч. – региональный компонент)
|
СРОКИ ПРОХОЖДЕНИЯ |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ |
ВРЕМЯ НА Р.Г. |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ |
ДАТА ПРОВ. |
ТЕМАТИЧ. УЧЕТ |
ДАТА ПРОВЕД. | ||||||
|
ВВЕДЕНИЕ (6Ч.) | ||||||||||||||
|
|
1-1.Что изучает физическая география. (1) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
2-2.Развитие географических знаний о Земле. (2) |
|
|
Имена ученых, путешественников, о кото-рых узнали в 8 классе, их заслуги. |
|
|
|
| ||||||
|
|
3-3.Практическая работа. |
|
|
|
П/р №1 «Наблюдение за погодой, высотой Солнца над гори-зонтом, сезон-ными изменени-ями состояния растительности и водоемов». |
|
|
| ||||||
|
|
4-4.Экскурсия. Практическая работа. |
|
|
|
П/р №2 «Изучение форм поверхности, характера залега-ния пород; ознакомлени с водами, их испо-льзованием и охраной». |
|
|
| ||||||
|
|
5-5.Численность населения Земли. Расовый состав. (49-50) |
|
|
Вклад народов Востока в раз-витие научных знаний, искус-ства.(ист ) |
|
|
|
| ||||||
|
|
6-6.Населенные пункты. Государства на карте мира. (51-52) |
|
|
Занятия населения в городах и секлах. |
П/р №3 «Определение положения государства на материке; нанесение на к/к границ госу-дарств, названных в теме, столиц и определение их географических государств». |
|
|
| ||||||
|
ОТ ПЛАНА МЕСТНОСТИ К ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ. (15 ч.) ПЛАН МЕСТНОСТИ (7 ч.) | ||||||||||||||
|
|
7-1.Изображение местности на плане. Масштаб. (3-4) |
|
|
Вспомнить из математики единицы и правила изм-ерения. |
|
|
|
| ||||||
|
|
8-2.Определение направлений по плану местности. (5) |
|
|
Понятия: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта (из природове-дения) |
|
|
|
| ||||||
|
|
9-3.Составление схематического плана участка местности. (Экскурсия + П/р) |
|
|
Основные и промежуточные стороны горизонта. |
П/р №4 «Ориентирование на местности с помощью плана, компаса и мест-ных признаков. Глазомерная съемка с планше-том небольшого участка местности (один из спосо-бов). |
|
|
| ||||||
|
|
10-4.Полярная и маршрутная съемки. (7-8) |
|
|
Измерение расстояний при помощи измер. прибор. |
|
|
|
| ||||||
|
|
11-5.Относительная и абсолютная высота. Изображение рельефа горизонталями. (6) |
|
|
Где в природе встречается горизонтальная поверхность? вертикальн.? |
|
|
|
| ||||||
|
|
12-6.Чтение плана местности .(закрепление) |
|
|
Условные знаки, их значение. |
|
|
|
| ||||||
|
|
13-7.Экскурсия в природу. |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
Раздел 1. КАРТА – МОДЕЛЬ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. (8ч.) | ||||||||||||||
|
|
14-1.Формы и размеры Земли.Глобус. (9) |
|
|
Наблюдения, подтверждающие шароо-бразноть Земли. |
|
|
|
| ||||||
|
|
15-2.Географическая карта. Масштаб. (10) |
|
|
Виды масштабов. |
|
|
|
| ||||||
|
|
16-3.Градусная сетка. (11) |
|
|
Градус, географические полюса, экватор. |
|
|
|
| ||||||
|
|
17-4.Географические координаты. (12-13) |
|
|
Названия и расположения материков и океанов. |
|
|
|
| ||||||
|
|
18-5.Нахождение нужной точки на глобу-се и карте. (п. 12-13) Практическая работа. |
|
|
|
П/р №5 «Определение расстояний, направлений и географических координат на глобусе, карте полушарий и карте России; обучение офор-млению к/к. Обозначение на к/к России местоположения своего населен-ного пункта по географическим координатам». |
|
|
| ||||||
|
|
19-6.Изображение рельефа на мелкомасштабных картах. (14) |
|
|
Понятия: относительная и абсолют-ная высота, горизонтали. |
|
|
Зачет №1.
|
| ||||||
|
|
20-7.Значение планов местности и географических карт. (15) Обобщение и повторе-ние. |
|
|
Применение карт. |
|
|
Контрольная работа №1 |
| ||||||
|
|
21-8.Обобщение и повторение по теме «План и карта». |
|
|
Условные знаки. |
|
|
Игра – состязание «Конкурс топогра-фов». |
| ||||||
|
Раздел 2. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ.(38ч) ЛИТОСФЕРА (12ч.) | ||||||||||||||
|
|
22-1.Внутреннее строение Земли. (16) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
23-2.Породы, слагающие земную кору. (17) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
24-3.Движение земной коры. (18) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
25-4.Вулканы. Источники. (19) |
|
|
|
|
|
Составление и разгад-ывание кроссворд. |
| ||||||
|
|
26-5.Основные формы рельефа поверхности Земли. Горы суши. (20) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
27-6.Равнины суши. (21) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
28-7.Практическая работа. |
|
|
|
П/р №6 «Определение по карте положения и высоты гор и равнин,географических координат и высоты отдель-ных вершин. |
|
|
| ||||||
|
|
29-8.Изменение земной коры под влиянием хозяйственной деятель-ности человека. (зап. в тетр.) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
30-9.Практическая работа. |
|
|
|
П/р №7 «Обозначение и надписывание на к/к названий гор, равнин, вулканов. |
|
|
| ||||||
|
|
31-10.Горы на дне океана. (22) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
32-11.Равнины дна океана. (22) |
|
|
|
|
|
Зачет 2. |
| ||||||
|
|
33-12.Охрана земных недр и поверхности суши. Обобщение изученного |
|
|
|
|
|
Ролевая игра «Литосфе-ра». |
| ||||||
|
ГИДРОСФЕРА (11ч.) | ||||||||||||||
|
|
34-1.Понятие о гидрос-фере. Мировой круговорот воды. (23) Практическая работа. |
|
|
|
П/р №8 «Определение по карте России расстояния (приблизитель-ная) от своего населенного пун-кта до ближай-шего моря, озера, водохранилища.. |
|
|
| ||||||
|
|
35-2.Мировой океан и его части. (24) Практическая работа. |
|
|
|
П/р №9 «Выявление изме-нений глубин оке-анов вдоль одной из параллелей». |
|
|
| ||||||
|
|
36-3.Практическая работа. |
|
|
|
П/р №10 «Определение по карте географи-ческого положе-ния и глубин мо-рей, географи-ческого положе-ния проливов, островов и полу-островов, рек и озер. Обозначение и надписывание на к/к географиче-ких объектов». |
|
|
| ||||||
|
|
37-4. Свойства вод Мирового океана.(25) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
38-5.Движение воды в океане. Течения. (26-27) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
39-6.Богатства Мирово-го океана. Изучение и охрана океана. (28) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
40-7.Подземные воды. (29) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
41-8.Реки. Пороги и водопады. (30) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
42-9.Озера. Водохранилища. Охрана речных и озерных вод. (31) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
43-10.Каналы. (33) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
44-11.Ледники. (32) Зачет. |
|
|
|
|
|
Зачет 3. |
| ||||||
|
АТМОСФЕРА. (10ч.) | ||||||||||||||
|
|
45-1.Понятие об атмо-сфере. Изучение и ох-рана атмосферы. (34) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
46-2.Атмосферное дав-ление. Ветер. (35, 38) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
47-3.Температура воздуха. Суточный и годовой ход темпера-туры. (36-37) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
48-4.Водяной пар в воздухе. Относительная и абсолютная влаж-ность. Туман, облака. (39) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
49-5.Атмосферные осадки. (40) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
50-6.Распределение света и тепла по земной поверхности. (43) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
51-7.Погода. (41) Практическая работа. |
|
|
|
П/р №11 «Наблюдение погоды и обработ-ка собранных материалов:составление графика те-мпературы, диаг-рамм облачности и осадков, «розы ветров»; описание погоды на день, месяц». |
|
|
| ||||||
|
|
52-8.Климат. (42) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
53-9.Зависимость климата от географического положения местности. (44) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
54-10.Влияние на климат океанических течений, рельефа и господствующих ветров. |
|
|
|
|
|
Зачет 4. |
| ||||||
|
БИОСФЕРА. (2ч.) | ||||||||||||||
|
|
55-1.Распространение организмов. (45) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
56-2.Воздействие организмов на земные оболочки. (46) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗЕМНЫХ ОБОЛОЧЕК. (3ч.) | ||||||||||||||
|
|
57-1.Географическая оболочка. ПК. (47) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
58-2.Влияние деятельности людей на ПК. (48) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
59-3.Итоговый урок. |
|
|
|
|
Контрольная ра-бота №2 |
|
| ||||||
|
Раздел 3. ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ. (9ч.) | ||||||||||||||
|
|
60-1. Месторасполо-жение Ростовской области. Практическая работа. |
|
1 ч. |
|
П/р №12 «Ознакомлени с компонентами природы своей местности, с прявлением связи между ними на примере природ-ных комплексов, различие которых обусловлено рель-ефом. Составле-ние описания природного комп-лекса (на местности)». |
|
|
|
| |||||
|
|
61-2.Горные породы, их использование. Рельеф. |
совпадение регионального и федерального компонентов |
1 ч. |
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
62-3.Водоемы Ростовской области. (экскурсия) |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
63-4.Составление описания ПК своей местности. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
64-5.Условия жизни людей своей области. Климат. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
65-6.Деятельность людей своей местности. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
66-7.Выявление зон труда, отдыха, оздоровления людей. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
67-8.Обобщение и повторение изученного. |
|
1 ч. |
|
|
|
Игра – КВН. |
|
| |||||
|
|
68-9.Итоговый урок. |
|
1 ч. |
|
|
|
Контрольная работа №3 |
|
| |||||
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япон