Рабочая программа
школьного курса географии
"Страны. Материки. Океаны"
Составитель Коробкина Елена Геннадьевна
2006 г.
Основные функции программы:
1. Развивающая.
2. Просветительская (информационная).
3. Профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении).
4. Коррекционная (помощь в преодолении трудностей).
Основные принципы программы:
· Принцип деятельности.
· Принцип активности.
· Принцип соответствия возрастной категории.
Важнейшие направления программы:
· Интеграция.
· Экологизация.
· Гуманизация.
· Политизация.
· Экономизация.
· Регионолизация.
· Практическая направленность.
Используемые технологии:
Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Исследовательский метод используется:
В организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.);
· В описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность;
· При составлении экономико – географической характеристики местных предприятий;
· Пери работе с различными источниками географического содержания;
· В организации и проведении природоведческих и производственных экскурсий
Формы организации работы учащихся:
1.Индивидуальная.
2.Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Формы учебных занятий:
· Игры: на конкурсной основе, ролевые;
· Мини – лекции;
· Диалоги и беседы;
· Практические работы;
· Семинары;
· Дискуссии;
· Круглые столы;
· Проектные работы
Виды деятельности учащихся:
· Устные сообщения;
· Обсуждения;
· Мини – сочинения;
· Работа с источниками;
· Доклады;
· Защита презентаций;
· Рефлексия.
Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно – правовой базе:
1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
2. Базисный учебный план.
3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
4. Стандарт основного общего образования по географии.
5. Программа по географии для основной школы:
- Герасимова Т.П. «Начальный курс географии», 6 класс; Душина И.В. «География материков и океанов», 7 класс;
Баринова И.И, Дронов В.П. «География России», 8 – 9 классы; Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира», 10 класс
6.Закон Российской Федерации «Об образовании».
Учебно – методические материалы по дисциплине:
7 класс
1. Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А. ”География материков и океанов. 7 класс”, М., ”Дрофа”, 2002; Пятунин В.Б. 2. 2. ”Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы”, М., ”Дрофа”, 2000; ”Атлас по географии. 7 класс”, М., ”Роскартография”, 2002;
3. ”Контурные карты по географии. 7 класс”, любое издание.
Пояснительная записка.
Курс «География материков и океанов» - это второй по счету школьный курс географии. Именно с этим обстоятельством связаны его структура и содержание. В курсе увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземледельческой составляющей, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
В ходе изучения курса формируются, с одной стороны, целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов, а с другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной, др.
Курс материков и океанов содержит в себе географические характеристики различных территорий мира и основные сведения о терминах и понятиях, используемых прежде всего в физической географии.
Основной блок «Материки и океаны» рассчитан на 52 часа. В свою очередь, его предваряют разделы, посвященные историческому материалу, картам материков и океанов и общей характеристике природы Земли.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.
Основная цель курса:
Раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений.
Задачи:
· Формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
· создание у учащихся целостного представления о Земле;
· раскрытие разнообразия природы и населения нашей планеты;
· воспитание убеждения в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
· продолжить формирование умения работать с картами и другими источниками географической информации.
Распределение материала по содержательным линиям.
|
№ п/п |
Содержательная линия |
Обязательный минимум |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Возможность углубления | |
|
знать |
уметь | ||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Научные основы
содержания, включающие основные учения, теории, методы географических
исследований
- Предмет географии материков и океанов. История исследования Земли человеком. Современные географические исследования Земли. Географические карты прошлого и настоящего времени.
- Основные сведения о планете Земля. Понятие о литосферных плитах и их движении. Рельеф, его главные формы: горы и равнины и их виды.
- Размещение поясов освещенности и тепловых поясов на Земле. Климатические пояса. Климат и его виды.
- Схема поверхностных течений. Жизнь в Мировом океане. Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и материками.
- Закономерности географической оболочки и взаимодействие природы и общества. Основные виды хозяйственной деятельности человека. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.
- Океаны: виды хозяйственной деятельности человека.
- Материки: ГП. История исследования. Строение. Особенности климата. Климатические пояса. Внешние воды. Характеристика природных зон, почв, растительности и животного мира. Особенности политической карты. |
- Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океанов на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные ПК Земли
- Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение.
- Выявление и объяснение геогра-фической зональ-ности природы Земли. Описание природных зон Земли по географи-ческим картам. Сравнение хозяйст-венной деятельно-сти человека в разных природных зонах.
- Хозяйственное использование океана человеком.
- Основные черты природы. Природные ресурсы и их использование. Катастрофические явления природного и техногенного характера.
|
- Предмет изучения курса, его структура; основные пути получения географии-ческой информации в прошлом. Основные этапы накопления географических зна-ний; имена путешест-венников и ученых.
- Свойства материко-вой и океанической земной коры; литосферные плиты и следствия их движе-ния; основные элеме-нты, формирующие земную кору (плат-формы и складчатые области); зависимость рельефа от земной коры.
- Особенности распространения солнечного тепла и света на поверхности Земли; распределение поясов атмосферного давления; основные типы воздушных масс.
- Особенности распределения температуры, солености вод Миро-вого океана. Основные черты динамики вод. Особенности органического мира. - Роль климата и рельефа в формиро-вании ПК; примеры взаимосвязи и взаимо-зависимости между компонентами природы.
- Виды хозяйственной деятельности человека в океанах; примеры антропогенных изме-нений в природе океанов, меры по охране вод; крупные порты. - Имена путешественников и исследователей континентов и результаты их работы; крупные объекты бе-реговой линии, место-нахождения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, преобла-дающие воздушные массы, климатические пояса, важнейшие реки и озера, исто-чники питания рек; размещение на материке природных зон, характерные представители растительного и живо-тного мира основных природных зон континентов. |
- Объяснять резуль-таты путешествий и научных открытий; определять роль карт в науке и жизни людей; называть основные свойства карт и их группы; описывать способы изображения, приме-няяемые на картах; объяснять построение градусной сети на картах и измеритель-ные возможности карт в сравнении с глобусом. - Определять по карте строение земной коры и границы литосфер-ных плит, особен-ности их движений, складчатые и плат-форменные области; сопоставлять карту строения земной коры и физическую, приводить примеры связи рельефа и строе-ния земной коры. - Определять по климатическим картам средние и абсолютные темпера-туры, количество осадков, направление господствующих веет-ров. Составлять описание климата, используя климати-ческую карту и карту климатических поясов. - Определять по климатическим картам характерные черты природы отдельных океанов.
- Сопоставлять карту климатических поясов с картой природных зон, формулировать выводы.
- Изображение на контурной карте виды хозяйственной деятельности человека в океане.
- Определять ГП материков, координаты крайних точек; протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах; описывать основные черты рельефа, строения, климата, почв, растительности и животного мира; характеризовать климатические пояса. |
- Теория дрейфа материков; прогноз изменения очертаний суши в результате движения литосфер-ных плит
- Прогнозировать тенденции изменения климата, почв, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности. |
|
2 |
Объекты природные и
социально – экономические.
- Материки и острова. Часть света. Океаны.
- Мировой океан и его части. Воды суши: реки, озера, болота и ледники.
- Понятие о географической оболочке. Широтная зональность и высотная поясность. Государства на политической карте мира.
- Океаны: географическая оболочка, краткая история исследования. Особенности природы.
- Материки: важнейшие горы и равнины. Полезные ископаемые. Крупнейшие реки, озера и водопады. Природные зоны, почвы, растительность и животный мир. Страны и регионы. Характерные черты главных регионов. |
- Знание сущности понятий.
-Главные структурные компоненты вод Мирового океана и суши.
- Сравнение хозяйственной Дея-тельности населения в разных природных зонах. Изучение по-литической карты мира отдельных материков.
-- Сравнение географических особенностей природных и природно- хозяйственных комплексов разных материков и океанов. Крупные природные, приро-дно – хозяйствен-ные и историко – культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. |
- Маршруты важней-ших путешествий
- Понятие: «водная масса»;меры по охра-не вод океана; примеры антропоген-ных изменений природы океанов в результате хозяйст-венной деятельности человека. -Содержание понятий: географическая обо-лочка, природный комплекс, природная зона, широтная зона-льность, высотная поясность; особенности смены природных комп-лексов на разных территориях. - Важнейшие географические объ-екты каждого из океанов, районы до-бычи полезных иско-паемых и других ресурсов; природные пояса.
- Примеры крупных форм рельефа, наибольшие высоты; крупные реки, озера, водопады; представители флоры и фауны. Страны, вхо-дящие в состав разли-чных регионов; крупнейшие по пло-щади и населению страны, природные богатства и основные виды хозяйственной деятельности стран; столицы государств.
|
- Показывать матери-ки, острова, части света, океаны. - Обозначать на контурной карте частей Мирового океана; объяснять роль океана в жизни Земли, различия свойств водных масс океана.
- Определять по карте природные зоны Земли и особенности их размещения; называть крупные страны континентов, их столицы; называть свойства геогра-фической оболочки.
- Объчснять особенности рельефа дна океанов; образование течений и их влияние на при-роду прилегающей суши; различия в природе отдельных частей каждого из океанов. - Наносить на контурную карту: формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; компо-ненты внутренних вод; природные зоны, представителей расти-тельного и животного мира; крупные страны и регионы. |
|
|
3 |
Процессы и явления на
планете, как природные, так и социально – экономические, в том числе
антропогенные факторы как позитивного, так и негативного
характера.
- Глобальная циркуляция воздуха в атмосфере.
-Материки: распределение температуры воздуха и осадков. Климат человек. Охраняемые территории. Негативное влияние человека на природу.
|
- Циркуляция атмосферы.
- Правила поведе-ния человека в окружающей среде, меры защиты от стихийных природ-ных и техногенных явлений. Приме-нение географи-ческих знаний для выявления геоэко-логических проблем на местности и по карте, путей сохра-нения и улучшения качества окружа-ющей среды. |
- Общую циркуляцию атмосферы.
- Климатообразующие факторы; крупные регионы материков, различающиеся осо-бенностями хозяй-ственной деятель-ности населения; крупные заповедники и национальные парки; меры по охране природы континентов. |
- Описывать общую циркуляцию атмосферы - Выявлять по картам распределение температуры воздуха и осадков, ареалы и центры наибольшего и наименьшего антропо-генного воздействия на природу материков. |
|
|
4 |
Материальные и духовные ценности. Материки: характерные черты населения. Крупнейшие народы. Культурные традиции и обычаи. Религии.
|
- Древняя родина человека. Предпо-лагаемые пути его расселения по мате-рикам. Численность населения. Челове-ческие расы, этно-сы. География сов-ременных религий. Материальная и духовная культура как результат жиз-недеятельности человека, его взаи-модействия с окру-жающей средой. |
- Районы повышенной плотности населения, крупные народы, ареалы их распространения. |
- Определять по картам особенности размещения и состав населения; степень благоприятности природных условий для жизни людей. |
|
|
5 |
Типовая структура
географической характеристики территории
- Сравнительная характеристика природы океанов. - Описание ФГП материка. - Определение типов климата по климатограммам. - Составление характеристики одной из рек. - Описание природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка. - Сравнение географического положения материков. - Описание природных зон. |
|
- Алгоритмы (типовые планы) планы описания особен-ностей географии-ческого положения материка в сравнении с другими матери-ками; особенностей крупных форм рельефа, климата отдельных террито-рий, реки (по выбору); географическое положение природных зон, смены высотных поясов в горах, компонентов природных зон; одной из стран; одного из регионов. |
- Использовать карты различного содержания для извлечения географической информации. |
|
Тематическое планирование уроков географии в 7 классе.
(68 ч., 2 ч. в неделю; 7,5 ч. – региональный компонент)
|
СРОКИ ПРОХОЖ |
СОД. ЛИНИЯ |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
РЕГИОНАЛЬН. КОМПОНЕНТ |
ВРЕ-МЯ НА РГ |
ПОВТОРЕНИЕ |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА |
ДАТА |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ |
ДАТА |
|
ВВЕДЕНИЕ. (5Ч.) 3,5 Ч. – ТЕМЫ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ И 1,5 Ч. – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ – ЗА СЧЕТ ЗАМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО, БЛИЗКОГО К ФЕДЕРАЛЬНОМУ | |||||||||
|
|
1 |
1-1.Что изучают в курсе. (с.3-4) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2-2.Материки и острова . Части света. (с.4-6) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,4 |
3-1.Как люди открывали и изучали свою Землю. (с. 6-15) |
История освоения и изучения Ростовской области. |
0,5 ч. |
В какой последо-вательности были открыты материки; наз-вания госу-дарств древнего мира из истории. Путешествия и экспедиции, ко-торые привели к важным откры-тиям. |
|
|
|
|
|
|
1 |
4-4 |
Истоория освоения и изу-чения Росто-вской области. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5-5.Карты материков и океанов. (с. 15-18) Словарь: географическая карта, ее виды
|
|
|
Понятия: географическая карта, масштаб. |
|
|
|
|
|
Раздел 1. Главные особенности природы Земли. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ. (2ч.) (1,5 Ч. – ТЕМЫ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ И 0,5 Ч. – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ – ЗА СЧЕТ ЗАМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО, БЛИЗКОГО К ФЕДЕРАЛЬНОМУ). | |||||||||
|
|
1 |
6-1.Формирование лика Земли. (с. 19-24) |
|
|
Внутреннее строение Земли. |
|
|
|
|
|
|
1 |
7-2.Развитие рельефа Земли.. (с. 25-27) Практическая работа. Словарь: материковая и океаническая земная кора, теория литосферных плит |
Особенности рельефа области. |
0,5 ч. |
Понятия: рельеф, рельефообразующие факторы. |
П/р №1 «Определение направления и скорости передвижения литосферных плит» |
|
|
|
|
АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ. (2ч.) (1,5ч. – темы основной программы, 0,5 ч. – региональный компонент – за счет замены образовательного компонента на содержание регионального, близкого к федеральному) | |||||||||
|
|
1,3 |
8-1.Глобальная циркуляция воздуха в атмосфере. (с. 28-36) Словарь: ВМ, постоянные ветры |
Распределение температуры и осадков в области. |
|
Атмосфера, ее строение. Единицы измерения атмосферного давления. Значение климата. |
|
|
|
|
|
|
1 |
9-2.Климатические пояса. (с. 37-38) Словарь: климатический пояс, климатическая область, климатообразу-ющие факторы |
|
|
|
|
|
|
|
|
ГИДРОСФЕРА. Мировой океан – главная част гидросферы. (2ч.) | |||||||||
|
|
1,2 |
10-1.Мировой океан. Схема поверхностных течений. (с. 38-44) Словарь: поверхностные морские течения, мировой круговорот воды |
|
|
Понятия: гидросфера, Мировой океан |
|
|
|
|
|
|
1 |
11-3.Жизнь в Мировом океане. Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и материками. (с. 44-50) |
|
|
Растения и животные океана. |
|
|
|
|
|
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА. (2 Ч.) 12,5 ч. – темы основной программы, 0,5 ч. – региональный компонент – за счет замены образовательного компонента на содержание регионального, близкого к федеральному) | |||||||||
|
|
|
12-1.Географическая оболочка как крупнейший ПК. (с. 50-54) Словарь: ПК, географическая оболочка |
Живые организмы в формировании природы области. |
|
Геосферы, их значение. Образование органического вещества в зеленых растениях. |
|
|
|
|
|
|
|
13-2.Природная зональность. (с. 54-60) Словарь: природная зона, широтная зональность, высотная поясность |
Живые организмы в формировании природы области. |
0,5 ч. |
Как образуется почва. |
|
|
|
|
|
Освоение земли человеком. (2 Ч.)(1,5ч. – темы основной программы, 0,5ч. – региональный компонент – за счет замены образовательного компонента на содержание регионального, близкого к федеральному) | |||||||||
|
|
1 |
14-1.Освоение Земли человеком: основные виды хозяйственной деятельности человека и ее последствия. (с. 61-64) |
Хозяйственная деятельность и ее значение в области. |
10 м. |
Последствия хозяйственной деятельности. |
|
|
|
|
|
|
2 |
15-2.Страны мира. Группировки их по различным признакам. (с. 64-65, ?, 66-67) |
Административные единицы области. |
10 м. |
Страны с особыми природными явлениями. |
|
|
|
|
|
Раздел 2 .МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ. (52ч.) ОКЕАНЫ. (5ч.) | |||||||||
|
|
1,2 |
16-1.Тихий океан: особенности природы. (с. 68-74) |
|
|
|
|
|
Контрольная работа №1 «Главные осо-бенности при-роды Земли» |
|
|
|
1,2 |
17-2.Индийский океан: особенности природы и хозяйственной деятельности в нем. (с. 74-76) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,2 |
18-3.Атлантический океан. (с. 76-81) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,2 |
19-4.Северный Ледовитый океан. (с. 81-86) |
|
|
|
|
|
Проверочная работа №1. |
|
|
|
|
20-5.Закрепление и обобщение темы «Океаны». |
|
|
|
|
|
Урок – конференция «По океанам с героями книг». |
|
|
ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ. (2 ч.) | |||||||||
|
|
1,3 |
21-1.Особенности ГП Южных материков. Рельеф и климат (с. 87 – 91) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,3 |
22-2.Почвы и внутренние воды. Расположение природных зон. (с. 92-95) |
|
|
|
|
|
|
|
|
АФРИКА. (9 ч.) | |||||||||
|
|
1,2,3 |
23-1.ГП материка. Из истории его открытия и исследования. (с. 96-99) Практическая работа. |
|
|
|
П/р №2 «Определение географических координат край-них точек Афри-ки; обозначение и надписывание на к/к названий изу-чаемых в теме гео-графических объ-ектов (работа про-водится при изу-чении всех мате-риков) |
|
|
|
|
|
1,2,3 |
24-2.Рельеф, строение, полезные ископаемые. (с. 99-102) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,3 |
25-3.Климатические пояса и типичные погоды. (с. 102-105)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,3 |
26-4.Внутренние воды. (с. 105-108) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,3 |
27-5.Природные зоны. (с. 108-113) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
28-6.Влияние человека на природу. (с. 113-115) Проблемы охраны природы. (с. 115-116) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
29-7 –Население и 30 – 8. государства Африки. (с. 116-119) |
|
|
|
|
|
Урок – путе-шествие в форме ролевой игры. |
|
|
|
1,2,4 |
31-9.Обобщающий урок. |
|
|
|
|
|
Урок – КВН «Путешествие в Африку». Зачет №2. |
|
|
АВСТРАЛИЯ. ОКЕАНИЯ (6ч.) | |||||||||
|
|
1 |
32-1.ГП материка. История его открытия. Рельеф и особенности строения. (с. 130-132) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,2,3 |
33-2.Климат. Внутренние воды. (132-134) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,3 |
34-3.Природные зоны и органический мир материка. (с. 134-136) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,2,4 |
35-4.Население. Австралийский Союз. (136-140) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,2,4 |
36-5.Океания. (с. 141-145) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37-6.Обобщающий урок. |
|
|
|
|
|
Ролевая игра «Путешествие в Австралию на конкурсной основе». |
|
|
ЮЖНАЯ АМЕРИКА. (8ч.) | |||||||||
|
|
1 |
38-1.ГП материка. Из истории его открытия и исследования. (с. 146-148) Практическая работа. |
|
|
|
П/р №3. «Определение по карте и нанесение на к/к элементов, характеризующих ФГП материка. |
|
|
|
|
|
1,2,3 |
39-2.Рельеф, строение и полезные ископаемые. (с. 148 –150) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,2,3 |
40-3.Климат. (с. 150 –152) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,3 |
41-4.Внутренние воды. (с. 152-153) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,3,5 |
42-5.Природные зоны. (с. 153-158) Практическая работа |
|
|
|
П/р №4 «Выявление по картам взаимосвязей между компо-нентамиприроды в одном из природных комплексов Южн. Америки». |
|
|
|
|
|
1,2,4 |
43-6 - Страны и народы 44 – 7.Южной Америки. (с.159 – 168) |
|
|
|
|
|
Зачет №3. |
|
|
|
|
45-8.Урок обобщающего повторения. |
|
|
|
|
|
Игра «Географическая вертушка общения». |
|
|
ПОЛЯРНЫЕ ОБЛАСТИ ЗЕМЛИ. АНТАРКТИДА. (3ч.) | |||||||||
|
|
1 |
46-1.ГП материка.Из истории его открытия. Современные исследования. Рельеф и строение. (с. 169-173) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,2,3 |
47-2.Климат. Растительный и животный мир. (с. 173-176) |
|
|
|
|
|
Зачет №4. |
|
|
|
|
48-3.Итоговый урок. |
|
|
|
|
|
Контрольная работа №2 «Южные материки». |
|
|
СЕВЕРНЫЕ МАТЕРИКИ. 91 Ч.) | |||||||||
|
|
1 |
49 – 1.ГП, особенности природы. (с.176 – 278) |
|
|
|
|
|
|
|
|
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА. (9ч.) | |||||||||
|
|
1 |
50-1.ГП материка. Из истории его открытия и исследования. (с. 178-183) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,2,3 |
51-2.Рельеф. Роль древнего оледенения в формировании современного рельефа. (с. 183-184) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,2,3 |
52-3.Климат. Изучение климатических условий в пределах климатических поясов. (с. 183-187) Практическая работа. |
|
|
|
П/р №5 «Сравнение климата отдель-ных частей мате-рика, расположен-ного в одном кли-матическом поясе, отражение резуль-татов в таблице». |
|
|
|
|
|
2,3 |
53-4.Внутренние воды. (с. 187- 190) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,3 |
54-5.Природные зоны. (с. 190-194) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,2,4 |
55-6.Население и страны. Канада и США. (с. 194-201) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,5 |
56-7.Строение южной части материка. (с. 200, энцикло-педия)
|
|
|
|
|
|
Зачет №5. |
|
|
|
1,5 |
57-8.Практическая работа. |
|
|
|
П/р №6 «Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятель-ности одной из названных в программе стран материка (в форме развернутого плана)». |
|
|
|
|
|
|
58-9.Обобщающий урок. |
|
|
|
|
|
Игра – аукцион. |
|
|
ЕВРАЗИЯ. (9 ч.) (4,,5 ч. – темы основной программы, 4,5 ч. – региональный компонент- замена на региональное содержание, близкое к федеральному) | |||||||||
|
|
1 |
59-1.ГП материка. История открытия и исследования. (с. 202-204) |
ГП области. История исследования. |
0,5 ч. |
|
|
|
|
|
|
|
1,2,3 |
60-2.Рельеф, строение и полезные ископаемые. (с. 203-210) Практическая работа. |
Рельеф, полезные ископаемые. |
0,5 ч. |
|
П/р №7 «Выявление по карте особеннос-тей расположения крупных форм рельефа, обозначение на к/к; сравнение с другими матери-ками». |
|
|
|
|
|
1,2,3 |
61-3.Климат, климатообразующие факторы. Климатические пояса и типичные для них погоды. (с. 210-214) Практическая работа. |
|
|
|
П/р №8 «Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам». |
|
|
|
|
|
2,3 |
62-4.Внутренние воды. Изменение состояния водоемов. (с. 214-217) Практическая работа. |
Внутренние воды Донского края. |
0,5 ч. |
|
П/р №9 «Составление характеристики одной из рек материка по плану». |
|
|
|
|
|
2,3 |
63-5.Природные зоны. (с. 218-223) Практическая работа. |
|
|
|
П/р №10 «Сравнение природных зон по 40 – й параллели в Евразии и Северной Америке, вы-явление причин сходства и различий в чередовании зон». |
|
|
|
|
|
1 |
64-6. |
Воздействие человека на степь. (лекция) |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
|
1,3,4 |
65-7 – 66 – 8. Население и страны. (с. 224-259) |
Население области. Политико – административное утройство области. |
0,5 ч. 0,5 ч. |
|
П/р №11 «Составление по картам и друним источникам географических знаний комплексного описания одной из стран Евразии». |
|
Зачет №6. |
|
|
|
|
67-9.Итоговый урок. Контрольная работа. |
|
|
|
|
|
К/р №3 «Северные материки». |
|
|
Раздел 3. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ. (1 ч.) (0,5 ч. – темы основной программы, 0,5 ч. – региональный компонент – замена на региональное содержание, близкое к федеральному) | |||||||||
|
|
1,2,3 |
68-1.Закономерности развития географической оболочки. (с. 266-276) Практическая работа. |
Выявление компонентов ПК. |
0,5 ч. |
|
П/р №12 «Практическая работа на мест-ности. Выявление связей между ком-понентами ПК, обусловленных раз-личиями в получении тепла и влаги; описание ПК с выявлением их особенностей и характера воздей-ствия на них чело-века; отражение результатов рабо-ты в таблице». |
|
|
|
Перечень обязательной географической номенклатуры для 7 класса:
Тема ”Введение”
материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.
Континенты: Европа, Азия, Африка, Америка, Антарктида, Австралия.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Тема ”Общая характеристика природы Земли”
Литосфера
равнины: Амазонская, Великая Китайская, Великие равнины, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Альпы, Анды, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Тибет, Уральские, Эфиопское нагорье.
Вершины: Аконкагуа, Джомолунгма (Эверест), Мак-Кинли, Монблан, Эльбрус.
Вулканы: Килиманджаро, Ключевская Сопка, Котопахи, Орисаба, Фудзияма, Эльбрус, Эребус.
Гидросфера
моря: Балтийское, Беллинсгаузена, Берингово, Восточно-Сибирское, Красное, Средиземное, Тасманово, Филиппинское, Южно-Китайское.
Заливы: Бенгальский, Большой Австралийский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Мозамбикский.
Острова: Великобритания, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Сахалин, Суматра, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр.
Реки: Амазонка, Волга, Ганг, Дунай, Енисей, Инд, Лена, Миссисипи, Нил, Обь, Парана, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Байкал, Великие Американские, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика.
Тема ”Океаны Земли”
Тихий океан:
моря: Берингово, Восточно-Китайское, Жёлтое, Коралловое, Охотское, Тасманово, Уэдделла, Фиджи, Филиппинское, Южно-Китайское, Японское.
Заливы: Аляска, Калифорнийский.
Проливы: Басов, Берингов, Дрейка, Корейский, Магелланов, Тайваньский, Торрессов.
Желоба: Марианский, Перуанский
тёплые течения: Аляска, Восточно-Австралийское, Куросио, Межпассатное противотечение, Северное Пассатное, Северо-Тихоокеанское, Южное Пассатное.
Холодные течения: Западных Ветров, Калифорнийское, Курило-Камчатское, Перуанское.
Острова: Алеутские, Бикини, Гавайские, Зондские, Курильские, Новая Зеландия, Пасхи, Самоа, Тайвань, Тасмания, Фиджи, Филиппинские, Японские.
Полуострова: Аляска, Индокитай, Калифорния, Камчатка, Корея, Малакка.
Атлантический океан:
моря: Балтийское, Карибское, Норвежское, Северное, Средиземное, Чёрное.
Заливы: Бискайский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский.
Проливы: Гибралтарский, Гудзонов, Датский, Дрейка, Магелланов, Флоридский.
Желоб: Пуэрто-Рико.
Тёплые течения: Антильское, Бразильское, Гвианское, Гвинейское, Гольфстрим, Северное Пассатное, Северо-Атлантическое, Фолклендское, Южное Пассатное.
Холодные течения: Бенгельское, Западных Ветров, Канарское, Лабрадорское.
Острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские).
Полуострова: Аппенинский, Лабрадор, Малая Азия, Пиренейский, Скандинавский, Флорида, Юкатан.
Индийский океан:
моря: Андаманское, Аравийское, Красное, Тиморское.
Заливы: Аденский, Бенгальский, Большой Австралийский, Персидский.
Проливы: Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Мозамбикский, Ормузский.
Желоб: Зондский.
Тёплые течения: Мозамбикское, Муссонное, Мыса Игольного, Южное Пассатное.
Холодные течения: Западно-Австралийское, Западных Ветров, Сомалийское.
Острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.
Острова: Зондские, Коморские, Мадагаскар, Мальдивские, Сейшельские, Шри-Ланка.
Полуострова: Аравийский, Индостан, Малакка, Сомали.
Северный Ледовитый океан:
моря: Баренцево, Бофорта, Белое, Восточно-Сибирское, Гренландское, Карское, Лаптевых, Чукотское.
Проливы: Берингов.
Тёплое течение: Северо-Атлантическое.
Острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.
Острова: Врангеля, Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Новая Земля, Северная Земля, Шпицберген.
Полуострова: Таймыр, Чукотский.
Тема ”Африка”
океаны: Атлантический и Индийский.
Моря: Средиземное и Красное.
Заливы: Гвинейский и Аденский.
Проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский и Мозамбикский.
Тёплые течения: Гвинейское, Мозамбикское.
Холодные течения: Канарское, Бенгельское, Сомалийское.
Острова: Канарские, Коморские, Мадагаскар и Занзибар.
Полуостров: Сомали.
Крайние точки: мыс Бен-Секка (Рас-Энгела, Эль-Абъяд), мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас-Хафун.
Канал: Суэцкий.
Равнины: Восточно-Африканское плоскогорье.
Горы: Атлас, Драконовы, Эфиопское нагорье.
Вулкан: Килиманджаро.
Реки: Нил, Белый Нил, Голубой Нил, Конго, Нигер, Сенегал, Замбези, Лимпопо, Оранжевая.
Озёра: Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.
Водопады: Виктория, Ливингстона, Стэнли.
Пустыни: Сахара, Ливийская, Намиб, Калахари.
Страны: Алжир, Ангола, Египет, Демократическая Республика Конго, Замбия, Мадагаскар, Марокко, Намибия, Нигерия, Сенегал, Судан, Танзания, Чад, Эфиопия, ЮАР.
Города: Абуджа, Аддис-Абеба, Алжир, Антананариву, Виндхук, Дакар, Додома, Каир, Киншаса, Луанда, Лусака, Нджамена, Претория, Рабат, Хартум.
Тема ”Австралия и Океания”
океаны: Индийский и Тихий.
Моря: Арафурское, Коралловое и Тасманово.
Заливы: Большой Австралийский и Карпентария.
Проливы: Басов и Торресов.
Тёплое течение: Восточно-Австралийское.
Холодное течение: течение Западных Ветров.
Острова: Новая Гвинея и Тасмания.
Полуострова: Арнемленд и Кейп-Йорк.
Крайние точки: мыс Йорк, мыс Юго-Восточный (Саут-Ист-Пойнт), мыс Стип-Пойнт и мыс Байрон.
Равнины: Центральная низменность.
Горы: Большой Водораздельный хребет.
Вершину: гора Косцюшко.
Реки: Муррей, Дарлинг, Купер-Крик.
Озеро: Эйр.
Пустыни: Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория.
Страны: Австралия, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея.
Города: Веллингтон, Канберра, Порт-Морсби.
Тема ”Антарктида”
океаны: Атлантический, Индийский и Тихий.
Моря: Амундсена, Беллинсгаузена, Росса, Уэдделла.
Пролив: Дрейка.
Холодное течение: Западных Ветров.
Остров: Петра I.
Полуостров: Антарктический.
Крайняя точка: мыс Сифре.
Горы: массив Винсон.
Вулкан: Эребус.
Шельфовый ледник: Росса.
Полярные станции: Беллинсгаузен, Восток, Амундсен-Скотт.
Тема ”Южная Америка”
океаны: Атлантический и Тихий.
Море: Карибское.
Залив: Ла-Плата.
Проливы: Дрейка и Магелланов.
Тёплые течения: Гвианское, Бразильское и Наска.
Холодные течения: Перуанское, Фолклендское и течение Западных Ветров.
Канал: Панамский.
Острова: Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские), Тринидад, Галаппагос.
Крайние точки: мыс Гальинас, мыс еогр-Бранку, мыс Фроуэрд, мыс Горн и мыс Париньяс.
Равнины: Амазонская, Ла-Платская и Оринокская низменности, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Патагонское плато.
Горы: Анды.
Вершина: гора Аконкагуа.
Вулкан: Котопахи.
Реки: Амазонка, Мараньон, Укаяли, Риу-Негру, Мадейра, Тапажос, Ориноко, Парана, Парагвай, Уругвай, Сан-Франциску.
Озёра: Маракайбо и Титикака.
Водопады: Анхель и Игуасу.
Пустыня: Атакама.
Страны: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Гвиана, Колумбия, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
Города: Асунсьон, Богота, Бразилиа, Буэнос-Айрес, Джорджтаун, Кайенна, Каракас, Кито, Ла-Пас, Лима, Монтевидео, Сантьяго.
Тема ”Северная Америка”
океаны: Атлантический, Тихий и Северный Ледовитый.
Моря: Баффина, Берингово, Бофорта, Карибское, Чукотское.
Заливы: Аляска, Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский, Святого Лаврентия.
Проливы: Берингов, Гудзонов, Датский, Девисов, Флоридский, Юкатанский.
Тёплые течения: Аляскинское, Антильское, Гольфстрим.
Холодные течения: Калифорнийское, Лабрадорское.
Канал: Панамский.
Острова: Алеутские, Баффинова Земля, Ванкувер, Гаити, Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Куба, Ньюфаундленд, Святого Лаврентия, Ямайка.
Полуострова: Аляска, Калифорния, Лабрадор, Флорида, Юкатан.
Крайние точки: мыс Мёрчисон, мыс Марьято, мыс Принца Уэльского, мыс Сент-Чарльз.
Равнины: Большой Бассейн, Миссисипская, Приатлантическая и Примексиканская низменности, Великие Центральные равнины.
Горы: Аппалачи, Береговой хребет, Береговые хребты, Кордильеры, Мексиканское нагорье, Скалистые горы, Сьерра-Невада.
Вершина: гора Мак-Кинли.
Вулкан: Орисаба.
Реки: Арканзас, Колорадо, Колумбия, Макензи, Миссисипи, Миссури, Огайо, Рио-Гранде, Святого Лаврентия, Юкон.
Озёра: Атабаска, Большое Медвежье, Большое Невольничье, Большое Солёное, Верхнее, Виннипег, Гурон, Мичиган, Онтарио, Эри.
Водопад: Ниагарский.
Страны: Канада, Куба, Мексика, Панама, США.
Города: Вашингтон, Гавана, Оттава, Мехико, Панама.
Тема ”Евразия”
океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Моря: Аравийское, Балтийское, Баренцево, Берингово, Восточно-Китайское, Восточно-Сибирское, Жёлтое, Карское, Норвежское, Охотское, Северное, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Чукотское, Южно-Китайское, Японское.
Заливы: Бенгальский, Бискайский, Персидский.
Проливы: Баб-эль-Мандебский, Берингов, Босфор, Гибралтарский, Корейский, Ла-Манш, Малаккский, Ормузский.
Тёплые течения: Куросио, Муссонное, Северо-Атлантическое.
Холодные течения: Курило-Камчатское, Сомалийское.
Канал: Суэцкий.
Острова: Великобритания, Ирландия, Исландия, Калимантан, Кипр, Сахалин, Суматра, Сулавеси, Тайвань, Филиппинские, Шри-Ланка, Ява, Японские.
Полуострова: Апеннинский, Аравийский, Индокитай, Индостан, Камчатка, Корея, Крымский, Малакка, Малая Азия, Пиренейский, Скандинавский, Таймыр.
Крайние точки: мыс Челюскин, мыс Пиай, мыс Рока, мыс Дежнева.
Равнины: Великая Китайская, Восточно-Европейская (Русская), Декан, Западно-Сибирская, Индо-Гангская низменность, Месопотамская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Туранская низменность.
Горы: Альпы, Гималаи, Иранское нагорье, Кавказ, Куньлунь, Памир, Тибетское нагорье (Тибет), Тянь-Шань Уральские.
Вершины: гора Джомолунгма (Эверест), гора Монблан.
Вулканы: Ключевская Сопка, Кракатау, Фудзияма, Эльбрус.
Реки: Амударья, Амур, Брахмапутра, Волга, Ганг, Дунай, Евфрат, Енисей, Инд, Лена, Меконг, Обь, Рейн, Сырдарья, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Каспийское море, Мёртвое море.
Пустыни: Большой Нефуд, Гоби, Каракумы, Руб-эль-Хали, Такла-Макан, Тар.
Страны: Бангладеш, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Иран, Италия, Казахстан, Китай, Монголия, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Франция, Япония.
Города: Астана, Берлин, Дакка, Дели, Джакарта, Исламабад, Лондон, Москва, Париж, Пекин, Рим, Тегеран, Токио, Улан-Батор, Эр-Рияд.