Рабочая программа

школьного курса географии

"Страны. Материки. Океаны"

 

 

Составитель  Коробкина Елена Геннадьевна

 

 

2006 г.

 

 

 

 

Основные функции программы:

 

1.     Развивающая.

2.     Просветительская (информационная).

3.     Профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении).

4.     Коррекционная (помощь в преодолении трудностей).

 

Основные принципы программы:

 

·        Принцип деятельности.

·        Принцип активности.

·        Принцип соответствия возрастной категории.

 

Важнейшие направления программы:

 

·        Интеграция.

·        Экологизация.

·        Гуманизация.

·        Политизация.

·        Экономизация.

·        Регионолизация.

·        Практическая направленность.

 

Используемые технологии:

 

Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.

 

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

 

1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2.  Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Исследовательский метод используется:

В организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.);

·        В описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность;

·        При составлении экономико – географической характеристики  местных предприятий;

·        Пери работе с различными источниками географического содержания;

·        В организации и проведении природоведческих и производственных экскурсий

 

Формы организации работы учащихся:

 

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

 - фронтальная;

 - парная;

 - групповая.

Формы учебных занятий:

·        Игры: на конкурсной основе, ролевые;

·        Мини – лекции;

·        Диалоги и беседы;

·        Практические работы;

·        Семинары;

·        Дискуссии;

·        Круглые столы;

·        Проектные работы

 

Виды деятельности учащихся:

·        Устные сообщения;

·        Обсуждения;

·        Мини – сочинения;

·        Работа с источниками;

·        Доклады;

·        Защита презентаций;

·        Рефлексия.

 

Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно – правовой базе:

1.     Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

2.     Базисный учебный план.

3.     Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.

4.     Стандарт основного общего образования по географии.

5.     Программа по географии для основной школы:

- Герасимова Т.П. «Начальный курс географии», 6 класс; Душина И.В. «География материков и океанов», 7 класс;

Баринова И.И, Дронов В.П. «География России», 8 – 9 классы; Максаковский В.П.  «Экономическая и социальная география мира», 10 класс

6.Закон Российской Федерации «Об образовании».

 

Учебно – методические материалы по дисциплине:

7 класс

1. Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А. ”География материков и океанов. 7 класс”, М., ”Дрофа”, 2002; Пятунин В.Б. 2. 2. ”Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы”, М., ”Дрофа”, 2000; ”Атлас по географии. 7 класс”, М., ”Роскартография”, 2002;

3. ”Контурные карты по географии. 7 класс”, любое издание.

 

Пояснительная записка.

 

Курс «География материков и океанов» - это второй по счету школьный курс географии. Именно с этим обстоятельством связаны его структура и содержание. В курсе увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземледельческой составляющей, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

В ходе изучения курса формируются, с одной стороны, целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов, а с другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных  типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной, др.

Курс материков и океанов содержит в себе географические характеристики различных территорий мира и основные сведения  о терминах и понятиях, используемых прежде всего в физической географии.

Основной блок «Материки и океаны» рассчитан на 52 часа. В свою очередь, его предваряют разделы, посвященные историческому материалу, картам материков и океанов и общей характеристике природы Земли.

Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.

 

Основная цель курса:

 

Раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений.

 

Задачи:

 

·        Формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

·        создание у учащихся целостного представления о Земле;

·        раскрытие разнообразия природы и населения нашей планеты;

·        воспитание убеждения в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;

·        продолжить формирование умения работать с картами и другими источниками географической информации.

 

Распределение материала по содержательным линиям.

 

№ п/п

Содержательная линия

Обязательный минимум

Требования к уровню подготовки учащихся

Возможность углубления

знать

уметь

1

2

3

4

5

6

1

Научные основы содержания, включающие основные учения, теории, методы географических исследований

- Предмет географии материков и океанов. История исследования Земли человеком. Современные географические исследования Земли. Географические карты прошлого и настоящего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Основные сведения о планете Земля. Понятие о литосферных плитах и их движении. Рельеф, его главные формы: горы и равнины и их виды.

 

 

 

 

 

 

 

- Размещение поясов освещенности и тепловых поясов на Земле. Климатические пояса. Климат и его виды.

 

 

 

 

 

 

- Схема поверхностных течений. Жизнь в Мировом океане. Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и материками.

 

 

 

 

- Закономерности географической оболочки и взаимодействие природы и общества. Основные виды хозяйственной деятельности человека. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Океаны: виды хозяйственной деятельности человека.

 

 

 

 

 

- Материки: ГП. История исследования. Строение. Особенности климата. Климатические пояса. Внешние воды. Характеристика природных зон, почв, растительности и животного мира. Особенности политической карты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океанов на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные ПК Земли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение.

 

-  Выявление и объяснение геогра-фической зональ-ности природы Земли. Описание природных зон Земли по географи-ческим картам. Сравнение хозяйст-венной деятельно-сти человека в разных природных зонах.

 

 

-  Хозяйственное использование океана человеком.

 

 

 

 

-  Основные черты природы. Природные ресурсы и их использование. Катастрофические явления природного и техногенного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Предмет изучения курса, его структура; основные пути получения географии-ческой информации  в прошлом. Основные этапы накопления географических зна-ний; имена путешест-венников и ученых.

 

 

 

 

 

- Свойства материко-вой и океанической земной коры; литосферные плиты и следствия их движе-ния; основные элеме-нты, формирующие земную кору (плат-формы и складчатые области); зависимость рельефа от земной коры.

 

- Особенности распространения солнечного тепла и света на поверхности Земли; распределение поясов атмосферного давления; основные типы воздушных масс.

 

 

 

- Особенности распределения температуры, солености вод Миро-вого океана. Основные черты динамики вод. Особенности органического мира.

- Роль климата и рельефа в формиро-вании ПК; примеры взаимосвязи и взаимо-зависимости между компонентами природы.

 

 

 

 

 

 

 

- Виды хозяйственной деятельности человека в океанах; примеры антропогенных изме-нений в природе океанов, меры по охране вод; крупные порты.

- Имена путешественников и исследователей континентов и результаты их работы; крупные объекты бе-реговой линии, место-нахождения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, преобла-дающие воздушные массы, климатические пояса, важнейшие реки и озера, исто-чники питания рек; размещение на материке природных зон, характерные представители растительного и живо-тного мира основных природных зон континентов.

 

 

- Объяснять резуль-таты путешествий и научных открытий; определять роль карт в науке и жизни людей; называть основные свойства карт и их группы; описывать способы изображения, приме-няяемые на картах; объяснять построение градусной сети на картах и измеритель-ные возможности карт в сравнении с глобусом.

- Определять по карте строение земной коры и границы литосфер-ных плит, особен-ности их движений, складчатые и плат-форменные области;  сопоставлять карту строения земной коры и физическую, приводить примеры связи рельефа и строе-ния земной коры.

- Определять по климатическим картам средние и абсолютные темпера-туры, количество осадков, направление господствующих веет-ров. Составлять описание климата,  используя климати-ческую карту и карту климатических поясов.

- Определять по климатическим картам характерные черты природы отдельных океанов.

 

 

 

- Сопоставлять карту климатических поясов с картой природных зон, формулировать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Изображение на контурной карте виды хозяйственной деятельности человека в океане.

 

 

- Определять ГП материков, координаты крайних точек; протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах; описывать основные черты рельефа, строения, климата, почв, растительности и животного мира; характеризовать климатические пояса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Теория дрейфа материков; прогноз изменения очертаний суши в результате движения литосфер-ных плит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прогнозировать тенденции изменения климата, почв, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности.

2

Объекты природные и социально – экономические.

- Материки и острова. Часть света. Океаны.

 

- Мировой океан и его части. Воды суши: реки, озера, болота и ледники.

 

 

 

 

 

- Понятие о географической оболочке. Широтная зональность и высотная поясность.

Государства на политической карте мира.

 

 

 

 

- Океаны: географическая оболочка, краткая история исследования. Особенности природы.

 

 

 

 

 

- Материки: важнейшие горы и равнины. Полезные ископаемые. Крупнейшие реки, озера и водопады. Природные зоны, почвы, растительность и животный мир. Страны и регионы. Характерные черты главных регионов.

 

 

- Знание сущности понятий.

 

-Главные структурные компоненты вод Мирового океана и суши.

 

 

 

- Сравнение хозяйственной Дея-тельности населения в разных природных зонах. Изучение по-литической карты мира отдельных материков.

 

 

-- Сравнение географических особенностей природных и природно- хозяйственных комплексов разных материков и океанов. Крупные природные, приро-дно – хозяйствен-ные и историко – культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города.

 

 

- Маршруты важней-ших путешествий

 

- Понятие: «водная масса»;меры по охра-не вод океана; примеры антропоген-ных изменений природы океанов в результате хозяйст-венной деятельности человека.

-Содержание понятий: географическая обо-лочка, природный комплекс, природная зона, широтная зона-льность, высотная поясность; особенности смены природных комп-лексов на разных территориях.

- Важнейшие географические объ-екты каждого из океанов, районы до-бычи полезных иско-паемых и других ресурсов; природные пояса.

 

- Примеры крупных форм рельефа, наибольшие высоты; крупные реки, озера, водопады; представители флоры и фауны. Страны, вхо-дящие в состав разли-чных регионов; крупнейшие по пло-щади и населению страны, природные богатства и основные виды хозяйственной деятельности стран; столицы государств.

 

 

 

 

- Показывать матери-ки, острова, части света, океаны.

- Обозначать на контурной карте частей Мирового океана; объяснять роль океана в жизни Земли, различия свойств водных масс океана.

 

- Определять по карте природные зоны Земли и особенности их размещения; называть крупные страны континентов, их столицы;  называть свойства геогра-фической оболочки.

 

- Объчснять особенности рельефа дна океанов; образование течений и их влияние на при-роду прилегающей суши; различия в природе отдельных частей каждого из океанов.

- Наносить на контурную карту: формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; компо-ненты внутренних вод; природные зоны, представителей расти-тельного и животного мира; крупные страны и регионы.

 

3

Процессы и явления на планете, как природные, так и социально – экономические, в том числе антропогенные факторы как позитивного, так и негативного характера.

- Глобальная циркуляция воздуха в атмосфере.

 

-Материки: распределение температуры   воздуха и осадков. Климат человек. Охраняемые территории. Негативное влияние человека на природу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Циркуляция атмосферы.

 

 

- Правила поведе-ния человека в окружающей среде, меры защиты от стихийных природ-ных и техногенных явлений. Приме-нение географи-ческих знаний для выявления геоэко-логических проблем на местности и по карте, путей сохра-нения и улучшения качества окружа-ющей среды.

 

 

 

 

 

- Общую циркуляцию атмосферы.

 

- Климатообразующие факторы; крупные регионы материков, различающиеся осо-бенностями хозяй-ственной деятель-ности населения; крупные заповедники и национальные парки; меры по охране природы континентов.

 

 

 

 

 

- Описывать общую циркуляцию атмосферы

- Выявлять по картам распределение температуры воздуха и осадков, ареалы и центры наибольшего и наименьшего антропо-генного воздействия на природу материков.

 

4

Материальные и духовные ценности.

Материки: характерные черты населения.

Крупнейшие народы. Культурные традиции и обычаи. Религии.

 

 

- Древняя родина человека. Предпо-лагаемые пути его расселения по мате-рикам. Численность населения. Челове-ческие расы, этно-сы. География сов-ременных религий. Материальная и духовная культура как результат жиз-недеятельности человека, его взаи-модействия с окру-жающей средой.

 

- Районы повышенной плотности населения, крупные народы, ареалы их распространения.

 

- Определять по картам особенности размещения и состав населения; степень благоприятности природных условий для жизни людей.

 

5

Типовая структура географической характеристики территории

- Сравнительная характеристика природы океанов.

- Описание ФГП материка.

- Определение типов климата по климатограммам.

- Составление характеристики одной из рек.

- Описание природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка.

- Сравнение географического положения материков.

- Описание природных зон.

 

 

 

- Алгоритмы (типовые планы) планы описания особен-ностей географии-ческого положения материка в сравнении с другими матери-ками; особенностей крупных форм рельефа, климата отдельных террито-рий, реки (по выбору); географическое положение природных зон, смены высотных поясов в горах, компонентов природных зон; одной из стран; одного из регионов.

 

 

- Использовать карты различного содержания для извлечения географической информации.

 

 

 

 

                                           Тематическое планирование уроков географии в 7 классе.

                          (68 ч., 2 ч. в неделю; 7,5 ч. – региональный компонент)

 

СРОКИ ПРОХОЖ

СОД. ЛИНИЯ

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

РЕГИОНАЛЬН.  КОМПОНЕНТ

ВРЕ-МЯ НА РГ

ПОВТОРЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ДАТА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ДАТА

ВВЕДЕНИЕ. (5Ч.)

3,5 Ч. – ТЕМЫ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ И 1,5 Ч. – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ – ЗА СЧЕТ ЗАМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО, БЛИЗКОГО К ФЕДЕРАЛЬНОМУ

 

1

1-1.Что изучают в курсе.

 (с.3-4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2-2.Материки и острова .

 Части  света. (с.4-6)

 

 

 

 

 

 

 

 

1,4

3-1.Как люди открывали и изучали свою Землю.

(с. 6-15)

История освоения и изучения Ростовской области.

0,5 ч.

В какой последо-вательности были открыты материки; наз-вания госу-дарств древнего мира из истории.

Путешествия и экспедиции, ко-торые привели к важным откры-тиям.

 

 

 

 

 

1

4-4

Истоория освоения и изу-чения Росто-вской области.

1

 

 

 

 

 

 

 

5-5.Карты материков и океанов. (с. 15-18)

Словарь: географическая карта, ее виды

 

 

 

 

 

Понятия: географическая карта, масштаб.

 

 

 

 

Раздел 1. Главные особенности природы Земли.

ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ. (2ч.)  (1,5 Ч. – ТЕМЫ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ И 0,5 Ч. – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ – ЗА СЧЕТ ЗАМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО, БЛИЗКОГО К ФЕДЕРАЛЬНОМУ).

 

1

6-1.Формирование лика Земли. (с. 19-24)

 

 

Внутреннее строение Земли.

 

 

 

 

 

 

 

1

7-2.Развитие рельефа Земли..

 (с. 25-27)

Практическая работа.

Словарь:  материковая  и океаническая земная кора, теория литосферных плит

Особенности рельефа области.

0,5 ч.

Понятия: рельеф, рельефообразующие факторы.

П/р №1 «Определение направления и скорости передвижения литосферных плит»

 

 

 

АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ.  (2ч.)   (1,5ч. – темы основной программы, 0,5 ч. – региональный компонент – за счет замены образовательного

 компонента на содержание регионального, близкого к федеральному)

 

1,3

8-1.Глобальная циркуляция воздуха в атмосфере.

(с. 28-36)

Словарь: ВМ, постоянные ветры

Распределение температуры и осадков в области.

 

Атмосфера, ее строение. Единицы измерения атмосферного давления. Значение климата.

 

 

 

 

 

1

9-2.Климатические пояса. (с. 37-38)

Словарь: климатический пояс, климатическая область, климатообразу-ющие факторы

 

 

 

 

 

 

 

ГИДРОСФЕРА. Мировой океан – главная част гидросферы.  (2ч.)

 

1,2

10-1.Мировой океан. Схема поверхностных течений. (с. 38-44)

Словарь: поверхностные морские течения, мировой круговорот воды

 

 

Понятия: гидросфера, Мировой океан

 

 

 

 

 

1

11-3.Жизнь в Мировом океане. Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и материками.

(с. 44-50)

 

 

Растения и животные океана.

 

 

 

 

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА.  (2 Ч.)   12,5 ч. – темы основной программы, 0,5 ч. – региональный компонент –

 за счет замены образовательного компонента на содержание регионального, близкого к федеральному)

 

 

12-1.Географическая оболочка как крупнейший ПК.

 (с. 50-54)

Словарь: ПК, географическая оболочка

Живые организмы в формировании природы области.

 

Геосферы, их значение. Образование органического вещества в зеленых растениях.

 

 

 

 

 

 

13-2.Природная зональность.  (с. 54-60)

Словарь: природная зона, широтная зональность, высотная поясность

Живые организмы в формировании природы области.

0,5 ч.

Как образуется почва.

 

 

 

 

Освоение земли человеком.  (2 Ч.)(1,5ч. – темы основной программы, 0,5ч. – региональный компонент –

 за счет замены образовательного компонента на содержание регионального, близкого к федеральному)

 

1

14-1.Освоение Земли человеком: основные виды хозяйственной деятельности человека и ее последствия.

 (с. 61-64)

Хозяйственная деятельность и ее значение в области.

10 м.

Последствия хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

2

15-2.Страны мира. Группировки их по различным признакам.

(с. 64-65, ?, 66-67)

Административные единицы области.

10 м.

Страны с особыми природными явлениями.

 

 

 

 

Раздел 2       .МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ.  (52ч.)

ОКЕАНЫ.    (5ч.)

 

1,2

16-1.Тихий океан: особенности природы.

(с. 68-74)

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1 «Главные осо-бенности при-роды Земли»

 

 

1,2

17-2.Индийский океан:  особенности природы и хозяйственной деятельности в нем.

 (с. 74-76)

 

 

 

 

 

 

 

 

1,2

18-3.Атлантический океан.

 (с. 76-81)

 

 

 

 

 

 

 

 

1,2

19-4.Северный Ледовитый океан. (с. 81-86)

 

 

 

 

 

Проверочная работа №1.

 

 

 

20-5.Закрепление и обобщение темы «Океаны».

 

 

 

 

 

Урок – конференция «По океанам с героями книг».

 

ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ.  (2 ч.)

 

1,3

21-1.Особенности ГП Южных материков. Рельеф и климат (с. 87 – 91)

 

 

 

 

 

 

 

 

1,3

22-2.Почвы и внутренние воды. Расположение природных зон.  (с. 92-95)

 

 

 

 

 

 

 

АФРИКА.  (9 ч.)

 

1,2,3

23-1.ГП материка. Из истории его открытия и исследования. (с. 96-99)

Практическая работа.

 

 

 

П/р №2 «Определение географических координат край-них точек Афри-ки; обозначение и надписывание на к/к названий изу-чаемых в теме гео-графических объ-ектов (работа про-водится при изу-чении всех мате-риков)

 

 

 

 

1,2,3

24-2.Рельеф, строение, полезные ископаемые.

 (с. 99-102)

 

 

 

 

 

 

 

 

2,3

25-3.Климатические пояса и типичные погоды.

 (с. 102-105)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,3

26-4.Внутренние воды.

 (с. 105-108)

 

 

 

 

 

 

 

 

2,3

27-5.Природные зоны.

 (с. 108-113)

 

 

 

 

 

 

 

 

3

28-6.Влияние человека на природу. (с. 113-115)

Проблемы охраны природы. (с. 115-116)

 

 

 

 

 

 

 

 

3

29-7 –Население и               

30 – 8. государства Африки. (с. 116-119)

 

 

 

 

 

Урок – путе-шествие в форме ролевой игры.

 

 

1,2,4

31-9.Обобщающий урок.

 

 

 

 

 

Урок – КВН «Путешествие в Африку».

Зачет №2.

 

АВСТРАЛИЯ. ОКЕАНИЯ (6ч.)

 

1

32-1.ГП  материка. История его открытия. Рельеф и особенности строения.

 (с. 130-132)

 

 

 

 

 

 

 

 

1,2,3

33-2.Климат. Внутренние воды. (132-134)

 

 

 

 

 

 

 

 

2,3

34-3.Природные зоны и органический мир материка. (с. 134-136)

 

 

 

 

 

 

 

 

1,2,4

35-4.Население. Австралийский Союз.

 (136-140)

 

 

 

 

 

 

 

 

1,2,4

36-5.Океания. (с. 141-145)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37-6.Обобщающий урок.

 

 

 

 

 

Ролевая игра «Путешествие в Австралию на конкурсной основе».

 

ЮЖНАЯ АМЕРИКА. (8ч.)

 

1

38-1.ГП материка. Из истории его открытия и исследования. (с. 146-148)

Практическая работа.

 

 

 

П/р №3. «Определение по карте и нанесение на к/к элементов, характеризующих ФГП материка.

 

 

 

 

1,2,3

39-2.Рельеф, строение и полезные ископаемые.

 (с. 148 –150)

 

 

 

 

 

 

 

 

1,2,3

40-3.Климат. (с. 150 –152)

 

 

 

 

 

 

 

 

2,3

41-4.Внутренние воды.

 (с. 152-153)

 

 

 

 

 

 

 

 

2,3,5

42-5.Природные зоны.

 (с. 153-158)

Практическая работа

 

 

 

П/р №4 «Выявление по картам взаимосвязей между компо-нентамиприроды в одном из природных комплексов Южн. Америки».

 

 

 

 

1,2,4

43-6 -  Страны и народы

44 – 7.Южной Америки. (с.159 – 168)

 

 

 

 

 

Зачет №3.

 

 

 

45-8.Урок обобщающего повторения.

 

 

 

 

 

Игра «Географическая вертушка общения».

 

ПОЛЯРНЫЕ ОБЛАСТИ ЗЕМЛИ. АНТАРКТИДА. (3ч.)

 

1

46-1.ГП материка.Из истории его открытия. Современные исследования. Рельеф и строение. (с. 169-173)

 

 

 

 

 

 

 

 

1,2,3

47-2.Климат. Растительный и животный мир.

(с. 173-176)

 

 

 

 

 

Зачет №4.

 

 

 

48-3.Итоговый урок.

 

 

 

 

 

Контрольная работа №2 «Южные материки».

 

СЕВЕРНЫЕ МАТЕРИКИ. 91 Ч.)

 

1

49 – 1.ГП, особенности природы. (с.176 – 278)

 

 

 

 

 

 

 

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА.  (9ч.)

 

1

50-1.ГП материка. Из истории его открытия и исследования. (с. 178-183)

 

 

 

 

 

 

 

 

1,2,3

51-2.Рельеф. Роль древнего оледенения в формировании современного рельефа.

 (с. 183-184)

 

 

 

 

 

 

 

 

1,2,3

52-3.Климат. Изучение климатических условий в пределах климатических поясов. (с. 183-187)

Практическая работа.

 

 

 

П/р №5 «Сравнение климата отдель-ных частей мате-рика, расположен-ного в одном кли-матическом поясе, отражение резуль-татов в таблице».

 

 

 

 

2,3

53-4.Внутренние воды.

 (с. 187- 190)

 

 

 

 

 

 

 

 

2,3

54-5.Природные зоны.

 (с. 190-194)

 

 

 

 

 

 

 

 

1,2,4

55-6.Население и страны. Канада и США. (с. 194-201)

 

 

 

 

 

 

 

 

1,5

56-7.Строение южной части материка. (с. 200, энцикло-педия)

 

 

 

 

 

 

Зачет №5.

 

 

1,5

57-8.Практическая работа.

 

 

 

П/р №6 «Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятель-ности одной из названных в программе стран материка (в форме развернутого плана)».

 

 

 

 

 

58-9.Обобщающий урок.

 

 

 

 

 

Игра – аукцион.

 

ЕВРАЗИЯ. (9 ч.) (4,,5 ч. – темы основной программы, 4,5 ч. – региональный компонент- замена на региональное содержание,

близкое к федеральному)

 

1

59-1.ГП материка. История открытия и исследования.

(с. 202-204)

ГП области. История исследования.

0,5 ч.

 

 

 

 

 

 

1,2,3

60-2.Рельеф, строение и полезные ископаемые.

 (с. 203-210)

Практическая работа.

Рельеф, полезные ископаемые.

0,5 ч.

 

П/р №7 «Выявление по карте особеннос-тей расположения  крупных форм рельефа, обозначение на к/к; сравнение с другими матери-ками».

 

 

 

 

1,2,3

61-3.Климат, климатообразующие факторы. Климатические пояса и типичные для них погоды.

(с. 210-214)

Практическая работа.

 

 

 

П/р №8 «Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам».

 

 

 

 

2,3

62-4.Внутренние воды. Изменение состояния водоемов. (с. 214-217)

Практическая работа.

Внутренние воды Донского края.

0,5 ч.

 

П/р №9 «Составление характеристики

одной из рек материка по плану».

 

 

 

 

2,3

63-5.Природные зоны.

 (с. 218-223)

Практическая работа.

 

 

 

П/р №10 «Сравнение природных зон по 40 – й параллели в Евразии и Северной Америке, вы-явление причин сходства и различий в чередовании зон».

 

 

 

 

1

64-6.

Воздействие человека на степь. (лекция)

1 ч.

 

 

 

 

 

 

1,3,4

65-7 –

66 – 8. Население и страны.  (с. 224-259)

Население области.

Политико – административное утройство области.

0,5 ч.

0,5 ч.

 

П/р №11 «Составление по картам и друним источникам географических знаний комплексного описания одной из стран Евразии».

 

Зачет №6.

 

 

 

 

67-9.Итоговый урок.

Контрольная работа.

 

 

 

 

 

К/р  №3 «Северные материки».

 

Раздел 3. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ. (1 ч.)  (0,5 ч. – темы основной программы, 0,5 ч. – региональный компонент – замена на региональное содержание, близкое к федеральному)

 

1,2,3

68-1.Закономерности развития географической оболочки.

 (с. 266-276)

Практическая работа.

Выявление компонентов ПК.

0,5 ч.

 

П/р №12 «Практическая работа на мест-ности. Выявление связей между ком-понентами ПК, обусловленных раз-личиями в получении тепла и влаги; описание ПК с выявлением их особенностей и характера воздей-ствия на них чело-века; отражение результатов рабо-ты в таблице».

 

 

 

 

Перечень  обязательной  географической  номенклатуры для 7 класса:

 

Тема  ”Введение”

материки:  Евразия,  Африка,  Северная  Америка,  Южная  Америка,  Антарктида,  Австралия.

Континенты:  Европа,  Азия,  Африка,  Америка,  Антарктида,  Австралия.

Океаны:  Тихий,  Атлантический,  Индийский,  Северный  Ледовитый.

 

Тема  ”Общая  характеристика  природы  Земли”

 

Литосфера

равнины:  Амазонская,  Великая  Китайская,  Великие  равнины,  Восточно-Европейская,  Западно-Сибирская,  Среднесибирское  плоскогорье.

Горы:  Альпы,  Анды,  Гималаи,  Кавказ,  Кордильеры,  Тибет,  Уральские,  Эфиопское  нагорье.

Вершины:  Аконкагуа,  Джомолунгма  (Эверест),  Мак-Кинли,  Монблан,  Эльбрус.

Вулканы:  Килиманджаро,  Ключевская  Сопка,  Котопахи,  Орисаба,  Фудзияма,  Эльбрус,  Эребус.

 

Гидросфера

моря:  Балтийское,  Беллинсгаузена,  Берингово,  Восточно-Сибирское,  Красное,  Средиземное,  Тасманово,  Филиппинское,  Южно-Китайское.

Заливы:  Бенгальский,  Большой  Австралийский,  Гвинейский,  Гудзонов,  Мексиканский,  Финский.

Проливы:  Берингов,  Гибралтарский,  Дрейка,  Магелланов,  Мозамбикский.

Острова:  Великобритания,  Гренландия,  Исландия,  Калимантан,  Мадагаскар,  Новая  Гвинея,  Новая  Зеландия,  Сахалин,  Суматра,  Японские.

Полуострова:  Аравийский,  Индостан,  Камчатка,  Лабрадор,  Скандинавский,  Сомали,  Таймыр.

Реки:  Амазонка,  Волга,  Ганг,  Дунай,  Енисей,  Инд,  Лена,  Миссисипи,  Нил,  Обь,  Парана,  Хуанхэ,  Янцзы.

Озёра:  Байкал,  Великие  Американские,  Виктория,  Каспийское  море,  Ладожское,  Танганьика.

 

Тема  ”Океаны  Земли”

 

Тихий  океан:

моря:  Берингово,  Восточно-Китайское,  Жёлтое,  Коралловое,  Охотское,  Тасманово,  Уэдделла,  Фиджи,  Филиппинское,  Южно-Китайское,  Японское.

Заливы:  Аляска,  Калифорнийский.

Проливы:  Басов,  Берингов,  Дрейка,  Корейский,  Магелланов,  Тайваньский,  Торрессов.

Желоба:  Марианский,  Перуанский

тёплые  течения:  Аляска,  Восточно-Австралийское,  Куросио,  Межпассатное  противотечение,  Северное  Пассатное,  Северо-Тихоокеанское,  Южное  Пассатное.

Холодные  течения:  Западных  Ветров,  Калифорнийское,  Курило-Камчатское,  Перуанское.

Острова:  Алеутские,  Бикини,  Гавайские,  Зондские,  Курильские,  Новая  Зеландия,  Пасхи,  Самоа,  Тайвань,  Тасмания,  Фиджи,  Филиппинские,  Японские.

Полуострова:  Аляска,  Индокитай,  Калифорния,  Камчатка,  Корея,  Малакка.

 

Атлантический  океан:

моря:  Балтийское,  Карибское,  Норвежское,  Северное,  Средиземное,  Чёрное.

Заливы:  Бискайский,  Гвинейский,  Гудзонов,  Мексиканский.

Проливы:  Гибралтарский,  Гудзонов,  Датский,  Дрейка,  Магелланов,  Флоридский.

Желоб:  Пуэрто-Рико.

Тёплые  течения:  Антильское,  Бразильское,  Гвианское,  Гвинейское,  Гольфстрим,  Северное  Пассатное,  Северо-Атлантическое,  Фолклендское,  Южное  Пассатное.

Холодные  течения:  Бенгельское,  Западных  Ветров,  Канарское,  Лабрадорское.

Острова:  Большие  Антильские,  Бермудские,  Великобритания,  Гренландия,  Ирландия,  Исландия,  Огненная  Земля,  Фолклендские  (Мальвинские).

Полуострова:  Аппенинский,  Лабрадор,  Малая  Азия,  Пиренейский,  Скандинавский,  Флорида,  Юкатан.

 

Индийский  океан:

моря:  Андаманское,  Аравийское,  Красное,  Тиморское.

Заливы:  Аденский,  Бенгальский,  Большой  Австралийский,  Персидский.

Проливы:  Баб-эль-Мандебский,  Малаккский,  Мозамбикский,  Ормузский.

Желоб:  Зондский.

Тёплые  течения:  Мозамбикское,  Муссонное,  Мыса  Игольного,  Южное  Пассатное.

Холодные  течения:  Западно-Австралийское,  Западных  Ветров,  Сомалийское.

Острова:  Большие  Антильские,  Бермудские,  Великобритания,  Гренландия,  Ирландия,  Исландия,  Огненная  Земля.

Острова:  Зондские,  Коморские,  Мадагаскар,  Мальдивские,  Сейшельские,  Шри-Ланка.

Полуострова:  Аравийский,  Индостан,  Малакка,  Сомали.

 

Северный  Ледовитый  океан:

моря:  Баренцево,  Бофорта,  Белое,  Восточно-Сибирское,  Гренландское,  Карское,  Лаптевых,  Чукотское.

Проливы:  Берингов.

Тёплое  течение:  Северо-Атлантическое.

Острова:  Большие  Антильские,  Бермудские,  Великобритания,  Гренландия,  Ирландия,  Исландия,  Огненная  Земля.

Острова:  Врангеля,  Гренландия,  Канадский  Арктический  архипелаг,  Новая  Земля,  Северная  Земля,  Шпицберген.

Полуострова:  Таймыр,  Чукотский.

 

Тема  ”Африка”

океаны:  Атлантический  и  Индийский.

Моря:  Средиземное  и  Красное.

Заливы:  Гвинейский  и  Аденский.

Проливы:  Гибралтарский,  Баб-эль-Мандебский  и  Мозамбикский.

Тёплые  течения:  Гвинейское,  Мозамбикское.

Холодные  течения:  Канарское,  Бенгельское,  Сомалийское.

Острова:  Канарские,  Коморские,  Мадагаскар  и  Занзибар.

Полуостров:  Сомали.

Крайние точки:  мыс  Бен-Секка  (Рас-Энгела,  Эль-Абъяд),  мыс  Игольный,  мыс  Альмади,  мыс  Рас-Хафун.

Канал:  Суэцкий.

Равнины:  Восточно-Африканское плоскогорье.

Горы:  Атлас,  Драконовы,  Эфиопское  нагорье.

Вулкан:  Килиманджаро.

Реки:  Нил,  Белый  Нил,  Голубой  Нил,  Конго,  Нигер,  Сенегал,  Замбези,  Лимпопо,  Оранжевая.

Озёра:  Виктория,  Чад,  Танганьика,  Ньяса.

Водопады:  Виктория,  Ливингстона,  Стэнли.

Пустыни:  Сахара,  Ливийская,  Намиб,  Калахари.

Страны:  Алжир,  Ангола,  Египет,  Демократическая  Республика  Конго,  Замбия,  Мадагаскар,  Марокко,  Намибия,  Нигерия,  Сенегал,  Судан,  Танзания,  Чад,  Эфиопия,  ЮАР.

Города:  Абуджа,  Аддис-Абеба,  Алжир,  Антананариву,  Виндхук,  Дакар,  Додома,  Каир,  Киншаса,  Луанда,  Лусака,  Нджамена,  Претория,  Рабат,  Хартум.

 

Тема  ”Австралия  и  Океания”

океаны:  Индийский  и  Тихий.

Моря:  Арафурское,  Коралловое  и  Тасманово.

Заливы:  Большой  Австралийский  и  Карпентария.

Проливы:  Басов  и  Торресов.

Тёплое течение:  Восточно-Австралийское.

Холодное течение:  течение  Западных  Ветров.

Острова:  Новая  Гвинея  и  Тасмания.

Полуострова:  Арнемленд  и  Кейп-Йорк.

Крайние  точки:  мыс  Йорк,  мыс  Юго-Восточный  (Саут-Ист-Пойнт),  мыс  Стип-Пойнт  и  мыс  Байрон.

Равнины:  Центральная низменность.

Горы:  Большой  Водораздельный  хребет.

Вершину:  гора  Косцюшко.

Реки: Муррей,  Дарлинг,  Купер-Крик.

Озеро:  Эйр.

Пустыни:  Большая  Песчаная,  Большая  пустыня  Виктория.

Страны:  Австралия,  Новая  Зеландия,  Папуа-Новая  Гвинея.

Города:  Веллингтон,  Канберра,  Порт-Морсби.

 

Тема  ”Антарктида”

океаны:  Атлантический,  Индийский  и  Тихий.

Моря:  Амундсена,  Беллинсгаузена,  Росса,  Уэдделла.

Пролив:  Дрейка.

Холодное  течение:  Западных  Ветров.

Остров:  Петра  I.

Полуостров:  Антарктический.

Крайняя  точка:  мыс  Сифре.

Горы:  массив  Винсон.

Вулкан:  Эребус.

Шельфовый  ледник:  Росса.

Полярные  станции:  Беллинсгаузен,  Восток,  Амундсен-Скотт.

 

Тема  ”Южная  Америка”

океаны:  Атлантический  и  Тихий.

Море:  Карибское.

Залив:  Ла-Плата.

Проливы:  Дрейка  и  Магелланов.

Тёплые  течения:  Гвианское,  Бразильское  и  Наска.

Холодные  течения:  Перуанское,  Фолклендское  и  течение  Западных  Ветров.

Канал:  Панамский.

Острова:  Огненная  Земля,  Фолклендские  (Мальвинские),  Тринидад,  Галаппагос.

Крайние  точки:  мыс  Гальинас,  мыс  еогр-Бранку,  мыс  Фроуэрд,  мыс  Горн   и  мыс  Париньяс.

Равнины:  Амазонская,  Ла-Платская  и  Оринокская  низменности,  Бразильское  и  Гвианское  плоскогорья,  Патагонское   плато.

Горы:  Анды.

Вершина:  гора  Аконкагуа.

Вулкан:  Котопахи.

Реки:  Амазонка,  Мараньон,  Укаяли,  Риу-Негру,  Мадейра,  Тапажос,  Ориноко,  Парана,  Парагвай,  Уругвай,  Сан-Франциску.

Озёра:  Маракайбо  и  Титикака.

Водопады:  Анхель  и  Игуасу.

Пустыня:  Атакама.

Страны:  Аргентина,  Боливия,  Бразилия,  Венесуэла,  Гайана,  Гвиана,  Колумбия,  Парагвай,  Перу,  Уругвай,  Чили,  Эквадор.

Города:  Асунсьон,  Богота,  Бразилиа,  Буэнос-Айрес,  Джорджтаун,  Кайенна,  Каракас,  Кито,  Ла-Пас,  Лима,  Монтевидео,  Сантьяго.

 

 

 

Тема  ”Северная  Америка”

океаны:  Атлантический,  Тихий  и  Северный  Ледовитый.

Моря:  Баффина,  Берингово,  Бофорта,  Карибское,  Чукотское.

Заливы:  Аляска,  Гудзонов,  Калифорнийский,  Мексиканский,  Святого  Лаврентия.

Проливы:  Берингов,  Гудзонов,  Датский,  Девисов,  Флоридский,  Юкатанский.

Тёплые  течения:  Аляскинское,  Антильское,  Гольфстрим.

Холодные  течения:  Калифорнийское,  Лабрадорское.

Канал:  Панамский.

Острова:  Алеутские,  Баффинова  Земля,  Ванкувер,  Гаити,  Гренландия,  Канадский  Арктический  архипелаг,  Куба,  Ньюфаундленд,  Святого  Лаврентия,  Ямайка.

Полуострова:  Аляска,  Калифорния,  Лабрадор,  Флорида,  Юкатан.

Крайние  точки:  мыс  Мёрчисон,  мыс  Марьято,  мыс  Принца  Уэльского,  мыс  Сент-Чарльз.

Равнины:  Большой  Бассейн,  Миссисипская,  Приатлантическая  и  Примексиканская  низменности,  Великие  Центральные  равнины.

Горы:  Аппалачи,  Береговой  хребет,  Береговые  хребты,  Кордильеры,  Мексиканское  нагорье,  Скалистые  горы,  Сьерра-Невада.

Вершина:  гора  Мак-Кинли.

Вулкан:  Орисаба.

Реки:  Арканзас,  Колорадо,  Колумбия,  Макензи,  Миссисипи,  Миссури,  Огайо,  Рио-Гранде,  Святого  Лаврентия,  Юкон.

Озёра:  Атабаска,  Большое  Медвежье,  Большое  Невольничье,  Большое  Солёное,  Верхнее,  Виннипег,  Гурон,  Мичиган,  Онтарио,  Эри.

Водопад:  Ниагарский.

Страны:  Канада,  Куба,  Мексика,  Панама,  США.

Города:  Вашингтон,  Гавана,  Оттава,  Мехико,  Панама.

 

Тема  ”Евразия”

океаны:  Атлантический,  Индийский,  Северный  Ледовитый,  Тихий.

Моря:  Аравийское,  Балтийское,  Баренцево,  Берингово,  Восточно-Китайское,  Восточно-Сибирское,  Жёлтое,  Карское,  Норвежское,  Охотское,  Северное,  Средиземное,  Филиппинское,  Чёрное,  Чукотское,  Южно-Китайское,  Японское.

Заливы:  Бенгальский,  Бискайский,  Персидский.

Проливы:  Баб-эль-Мандебский,  Берингов,  Босфор,  Гибралтарский,  Корейский,  Ла-Манш,  Малаккский,  Ормузский.

Тёплые  течения:  Куросио,  Муссонное,  Северо-Атлантическое.

Холодные  течения:  Курило-Камчатское,  Сомалийское.

Канал:  Суэцкий.

Острова:  Великобритания,  Ирландия,  Исландия,  Калимантан,  Кипр,  Сахалин,  Суматра,  Сулавеси,  Тайвань,  Филиппинские,  Шри-Ланка,  Ява,  Японские.

Полуострова:  Апеннинский,  Аравийский,  Индокитай,  Индостан,  Камчатка,  Корея,  Крымский,  Малакка,  Малая  Азия,  Пиренейский,  Скандинавский,  Таймыр.

Крайние  точки:  мыс  Челюскин,  мыс  Пиай,  мыс  Рока,  мыс  Дежнева.

Равнины:  Великая  Китайская,  Восточно-Европейская (Русская),  Декан,  Западно-Сибирская,  Индо-Гангская  низменность,  Месопотамская  низменность,  Среднесибирское  плоскогорье,  Туранская  низменность.

Горы:  Альпы,  Гималаи,  Иранское  нагорье,  Кавказ,  Куньлунь,  Памир,  Тибетское  нагорье  (Тибет),  Тянь-Шань  Уральские.

Вершины:  гора  Джомолунгма  (Эверест),  гора  Монблан.

Вулканы:  Ключевская  Сопка,  Кракатау,  Фудзияма,  Эльбрус.

Реки:  Амударья,  Амур,  Брахмапутра,  Волга,  Ганг,  Дунай,  Евфрат,  Енисей,  Инд,  Лена,  Меконг,  Обь,  Рейн,  Сырдарья,  Тигр,  Хуанхэ,  Янцзы.

Озёра:  Аральское  море,  Байкал,  Каспийское  море,  Мёртвое  море.

Пустыни:  Большой  Нефуд,  Гоби,  Каракумы,  Руб-эль-Хали,  Такла-Макан,  Тар.

Страны:  Бангладеш,  Великобритания,  Германия,  Индия,  Индонезия,  Иран,  Италия,  Казахстан,  Китай,  Монголия,  Пакистан,  Россия,  Саудовская  Аравия,  Франция,  Япония.

Города:  Астана,  Берлин,  Дакка,  Дели,  Джакарта,  Исламабад,  Лондон,  Москва,  Париж,  Пекин,  Рим,  Тегеран,  Токио,  Улан-Батор,  Эр-Рияд.

 

Рейтинг@Mail.ru

 

Hosted by uCoz