Рабочая программа
школьного курса географии
"География России"
Составитель Коробкина Елена Геннадьевна
2006 г.
Основные функции программы:
1. Развивающая.
2. Просветительская (информационная).
3. Профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении).
4. Коррекционная (помощь в преодолении трудностей).
Основные принципы программы:
· Принцип деятельности.
· Принцип активности.
· Принцип соответствия возрастной категории.
Важнейшие направления программы:
· Интеграция.
· Экологизация.
· Гуманизация.
· Политизация.
· Экономизация.
· Регионолизация.
· Практическая направленность.
Используемые технологии:
Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Исследовательский метод используется:
В организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.);
· В описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность;
· При составлении экономико – географической характеристики местных предприятий;
· Пери работе с различными источниками географического содержания;
· В организации и проведении природоведческих и производственных экскурсий
Формы организации работы учащихся:
1.Индивидуальная.
2.Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Формы учебных занятий:
· Игры: на конкурсной основе, ролевые;
· Мини – лекции;
· Диалоги и беседы;
· Практические работы;
· Семинары;
· Дискуссии;
· Круглые столы;
· Проектные работы
Виды деятельности учащихся:
· Устные сообщения;
· Обсуждения;
· Мини – сочинения;
· Работа с источниками;
· Доклады;
· Защита презентаций;
· Рефлексия.
Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно – правовой базе:
1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
2. Базисный учебный план.
3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
4. Стандарт основного общего образования по географии.
5. Программа по географии для основной школы:
- Герасимова Т.П. «Начальный курс географии», 6 класс; Душина И.В. «География материков и океанов», 7 класс;
Баринова И.И, Дронов В.П. «География России», 8 – 9 классы; Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира», 10 класс
6.Закон Российской Федерации «Об образовании».
Учебно – методические материалы по дисциплине:
8 класс
1. Раковская Э.М. ”География: природа России”, М., ”Просвещение”, 2001.
2. Атлас ”География России. 8 – 9 классы”, М., Федеральная служба геодезии и картографии, 2002.
3. Контурные карты ”География России. 8 класс”, М., ”АСТ-ПРЕСС”, 2002.
4. Пятунин В.Б. ”Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы”, М., ”Дрофа”, 2001.
9 класс
1. Дронов В.П. и Ром В.Я. ”География. Население и хозяйство России. 9 класс”, М., ”Дрофа”, 2001; Пятунин В.Б. ”Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы”, М., ”Дрофа”, 2000;
2. Фромберг А.Э. ”Готовимся к экзамену. Экономическая и социальная география. 9 – 11 классы”, М., ”ОЛМА-Пресс”, 2000; ”Атлас по географии. 8 – 9 класс”, М., ”Роскартография”, 2002;
3. ”Атлас по экономической и социальной географии России. 9 класс”, М., ”АСТ-Пресс”, 2002;
4. ”Контурные карты по географии. 9 класс”, любое издание.
Пояснительная записка.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально – дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии.
Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.
Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориетироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по – другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому , с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.
«География России» изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится по 2 часа в неделю. Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы и населения России; в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно – страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и д
Цель:
Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи:
· Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
· Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
· Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демократических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально – экономических проблем России и ее регионов;
· Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
· Развивать представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
· Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Распределение материала по содержательным линиям.
|
№ п/п |
Содержательная линия |
Обязательный минимум |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Возможность углубления | |
|
знать |
уметь | ||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Научные основы
содержания, включающие основные учения, теории, методы географических
исследований
- Предмет географии России, методы географических исследований. Россия на карте мира, ее размеры, крайние точки, границы, приграничные страны.
- Различия во времени на территории России.
- ГП Древней Руси, освоение Сибири и Дальнего Востока. История исследо-вания территории России в 18-19 вв. Изучение территории России в советский период (1917-1991 гг.). Имена великих географов – исследователей.
- Главные особенности рельефа и строения земной коры России. Геологическое летоисчесление. Особенности и развитие форм рельефа России. Внутренние и внешние процес-сы, формирующие рельеф. Особенности размещения минеральных ресурсов.
- Факторы, определяющие особенности климата России. Солнечная радиация и ее виды. Типы воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения и его определение. Климатические пояса и типы климатов России. Полюс холода Северного полушария. Синоптическая карта, прогноз погоды и их значение. Агроклиматические ресурсы.
- Особенности внутренних вод России. Главные речные системы, бассейны, водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов, Питание, режим, расход, годовой сток, ледовый режим рек.
- Почва, состав и структура почвы, факторы почвообразования. Закономерности размещения почв. Характерные черты главных типов почв. Закономерности распределения растительного покрова России. Лесные ресурсы. Закономерности распределения животного мира.
- Понятие ПТК. Характерные черты лесных и безлесных зон России.
- Физико – географические районы России и принципы их выделения. ФГХ природных районов России: Русская равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Средняя и Северо – Восточная Сибирь, горы Южной Сибири, Байкал, Дальний Восток. Проблемы использования природных ресурсов. Проблемы освоения.
- Размещение населения, различия в его плотности. Городское и сельское население. Зоны расселения. Урбанизация.
|
- Территория и акватория, морские и сухопутные границф, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона РФ. Часовые пояса. История освоения и изучения территории России.
- Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.
- Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.
- Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.
- Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.
- Крупные природные районы. Различие территории по природным условиям.
- Человеческий потенциал страны. Численность, разме-щение, естественное движение населе-ния. Направления и типы миграций. Половой и возра-стной состав. Народы и основные религии. Особенности рас-селения; городское и сельское населе-ние. Основная полоса расселения. Роль крупных городов в жизни страны. Террито-риальные аспекты межнациональных отношений. |
- Роль географии России в решении проблем; особенности ГП России; основные следствия размеров территории. - Причины разницы во времени; границы часовых поясов. - Маршруты и территории первоот-крывателей и исследователей территории России.
- Основные тектонические структуры, формиру-ющие земную кору; зависимость рельефа России от внешних и внутренних факторов; зависимость размеще-ния минеральных ресурсов от строения земной коры. - Особенности климата России и факторы их определя-ющие; главные типы ВМ, формирующих климат России; распределение тепла и влаги в зависимости от географической широты, циркуляции атмосферы, характера подстилающей повер-хности; особенности основных типов климата. - Особенности распределения водных ресурсов по территории страны, крупные речные системы и их зависимость от рельефа и климата. - Главные особен-ности зональных типов почв; размещение по терри-тории страны типов почв, растительности, животного мира; при-способления растений и животных к условиям жизни. - Особенности главных природных зон: ГП, климат, почвенно – раститель-ный покров, животный мир; причины зональной и азональной дифферен-циации ландшафтов. - Крупные природные районы, специфические черты их природы; особенности природы с точки зрения условий работы и быта человека.
- Особенности размещения и типы населенных пунктов; изменение соотноше-ния городского и сельского населения; особенности размещения крупных народов. |
- Определять по политической карте пограничные государ-ства; называть глав-ные особенности ГП России на карте мира. - Определять по карте часовых поясов время для различных пунктов. - Используя карты исторического содер-жания, описывать историю заселения и исследования территории России.
- Пользоваться геохронологической таблицей и геологической картой.
- Определять по картам величины солнечной радиации и коэффициент увлаж-нения; используя климатические карты, характеризовать климат отдельных территорий; пользоваться синоптической картой и картой агроклимати-ческих ресурсов.
- Определять по картам падение и уклон реки, особен-ности питания, режим, замерзаемость, величину стока, называть состав вод. - Анализировать почвенную карту и карту растительности.
- Использовать тематические карты при составлении характеристик природных зон и их комплиментов.
- Сравнивать особенности природы разных районов, определять сходство и различие; использо-вать источники географической информации для решения учебных задач.
- Строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения. |
- Определение местного времени, используя типовые алгоритмы.
- Геохронология. Геохронологические таблицы. Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.
- Комплексный анализ карт для составления характеристики природы крупных природных районов.
- Анализ карты плотности населения, сопоставление ее с физической и климатической картами.
|
|
2 |
Объекты природные и
социально – экономические.
- Моря, омывающие территорию России.
- Горы и равнины на территории России, их виды и размещение. Виды полезных ископаемых.
- Реки. Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Каналы. Водохранилища. Многолетняя мерзлота.
- Представители растительного и животного мира России. Главные типы почв.
- Природные зоны России: лесные и безлесные.
- Природные комплексы крупных природных районов страны, особенности их природных ресурсов. - Города, городские агломерации.
|
- Природно – хозяй-ственные различия морей России. |
- Моря, Россию и их главные особенности.
- Крупные горы и равнины, основные бассейны и районы добычи полезных ископаемых. - Особенности компо-нентов внутренних вод; происхождение и распределение много-летней мерзлоты. - Основные зональные типы почв; типичные представители флоры и фауны.
- Главные природные зоны России.
- Крупные природные районы и их ПК.
- Города, крупные агломерации и мегалополисы. |
- Наносить на контурную карту вну-тренние и окраинные моря России. - Сопоставлять физическую и текто-ническую карты; оформлять контурную карту. - Наносить главные объекты внутренних вод на контурную карту. - Описывать зональ-ные почвы; наиболее типичных представи-телей растительного и животного мира, их внешний облик, особенности образа жизни.
- Описывать облик природных зон.
- Наносить крупные природные районы на контурную карту. - Называть города – миллионеры; крупные города и городские агломерации. |
|
|
3 |
Процессы и явления
на планете, как природные, так и социально – экономические, в том числе
антропогенные факторы как позитивного, так и негативного
характера.
- Антропогенные формы рельефа, антропогенное воздействие на рельеф.
- Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. Изменение климата. Смог. Охрана атмосферного воздуха.
- Водные ресурсы России и их охрана. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели, лавины.
- Почвенные ресурсы России, их охрана. Мелиорация. Эрозия. Дефляция. Охрана растений и животных в России.
- Изменение ПК (природных зон) человеком.
- Причины возникновения экологических проблем.
- Экологическая ситуация в России. Роль географии в изучении и преобразовании природы. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Изменение природы под влиянием деятельности человека.
- Урбанизация. Стадии урбанизации.
|
- Стихийные природные явления на территории страны. Меры охраны природы.
- Меры по сохранению плодородия почв.
- Катастрофы техногенного характера, выявление причин.
- Оценка экологической ситуации в стране. Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Способы адаптации человека к разнообразным природным условиям. - Особенности городского образа жизни. |
- Влияние рельефа на хозяйственную деяте-льность и хозяйствен-ной деятельности на рельеф.
- Особенности образования цикло-нов, антициклонов, атмосферных фро-нтов; районы их распространения. Влияние климата на жизнь, здоровье и хозяйственную деяте-льность человека; антропогенное воздей-ствие человека на климат. - Использование вод, их охрана; опасные явления, связанные с водами.
- Меры по рациональ-ному использованию и охране земельных, растительных и промыслово – охотничьих ресурсов.
- Деятельность человека и экологи-ческие проблемы в разных природных зонах.
- Пути преобразова-ния природы с целью решения экологиче-ских проблем. - Пути и способы охраны и рациональ-ного использования различных видов природных ресурсов; особо охраняемые территории; природные условия и жизнь и здоровье человека.
- Понятия: город, урбанизация, городская агломера-ция, мегалополис; стадии урбанизации. |
- Называть антропогенные формы рельефа; прогнози-ровать изменение рельефа под воздей-ствием антропогенных факторов. - Прогнозировать изменение климата и микроклимата отдельных территорий под воздействием человеческой деятельности.
- Прогнозтровать изменение внутренних вод под воздействием деятельности челове-ка; изменения в ПК в результате создания водохранилищ; меры предупреждения грозных явлений. - Прогнозировать изменение почвенного плодородия, растите-льности, животного мира в результате деятельности челове-ка, приводить при-меры рационального и нерационального ис-пользования земель-ных и биологических ресурсов. - Прогнозировать изменения природ-ных компонентов под влиянием деятель-ности человека; пути решения экологиче-ских проблем. - Прогнозировать изменение природных районов под влиянием деятельности человека. - Прогнозировать изменение ПК разного ранга под влиянием хозяйственной деятельности человека; описывать экологическую ситуацию.
- Описывать облик городов с разными функциями. |
|
|
4 |
Материальные и духовные ценности. - История и особенности заселения территории России. Численность и размещение населения. Особенности воспроизводства. Половой, возрастной, национальный и религиозный состав населения России. Характерные черты трудовых ресурсов и миграций населения страны. |
- Основные показатели, характеризующие население России.
|
- Численность населения России, формы расселения и типы населенных пунктов; миграцион-ные процессы; изменение в структуре занятости. |
- Объяснять зависи--мость численности населения от естест-венного и механиче-ского движения; причины многоязы-чия; описывать своеобразие быта и религий отдельных народов. |
- Причины изменения численности населения во времени; языковые группы. Ценность этнических культур как пример адаптации к различным географическим условиям. |
|
5 |
Типовая структура
географической характеристики территории.
- Описание ФГП России. - Определение местного и поясного времени.
- Характеристика природных зон.
- Характеристика крупных природных районов.
|
|
- Особенности ФГП России. - Алгоритмы опреде-ления местного времени. - Особенности природных зон, их природные ресурсы. - Характерные особенности крупных природных районов. |
- Работать с к/к. - Работать с картой часовых поясов и определять местное время различных пунктов. - Описывать облик природных зон. - Используя различные источники географической информации, описывать образы природных объектов. |
|
|
№ п/п |
Содержательная линия |
Обязательный минимум |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Возможность углубления | |
|
знать |
уметь | ||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Научные основы
содержания, включающие основные учения, теории, методы географических
исследований
- Роль географии в жизни людей. Предмет изучения и объект исследования экономической географии. ГП России. Геополитическое положение. ЭГП и геополитическое положение стран – соседей 1 и 2 порядков. Транспортные возможности России. Изменения, происходящие в транспортном положении России. Проблемы транспорта. Политико – административное устройство России. Исторические особенности заселения территории России.
- Народное хозяйство, отрасль народного хозяйства. Отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства России. Экономические системы в историческом развитии. Историко – экономические системы человечества. Природно - ресурсный потенциал в экономике. Проблемы формирования современного хозяйства. Объективная необходимость экономических реформ. - Состав и значение ТЭК, география топливной промышленности. Характерные черты размещения электроэнергетики России, проблемы ТЭК. Состав и значение металлургического комплекса, главные металлургические базы и центры России, проблемы металлургического комплекса. Состав, значение и факторы размещения машиностроения; география важнейших отраслей машиностроения. Состав и значение химико – лесного комплекса; характерные черты размещения. АПК: состав и значение, проблемы развития. Характерные черты размещения основных видов растениеводства и животноводства России. Состав и характерные черты размещения легкой и пищевой промышленности. Состав и значение транспортного комплекса, география сухопутных видов транспорта. Характерные черты развития и размещения водного и воздушного транспорта России. География непроизводственной сферы; состав, проблемы и характерные черты размещения сферы услуг России. - Экономическое районирование России: географическое разделение труда; экономические зоны и районы России. Западная экономическая зона: Экономико – географическая характеристика: · Центральная Россия:Центральный, Волго – Вятский, Центрально – Черноземный экономические районы; · Северо – Западная Россия; · Европейский Север; · Уральский экономический район; · Поволжский экономический район; · Европейский Юг. Восточно – экономическая зона: Экономико – географическая хаоактеристика: · Западная Сибирь; · Восточная Сибирь; · Дальний Восток. ТПК Восточной экономической зоны: размещение и специализация основных ТПК Восточной экономической зоны. География Ростова – на Дону и Ростовской области: Административно – территориальное устройство; природные условия и ресурсы; население; хозяйствоя4 внешние экономические связи; экологические проблемы и охрана природы в области. - Россия в современном мире:
География стран Ближнего Зарубежья: Экономико – географические характеристики: · Украины; · Молдавии; · Закавказских стран (Грузии, Армении и Азербайджана); · Казахстана; · Туркмении, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана; · Эстонии, Латвии и Литвы. Внешние экономические связи России: · Виды экономических отношений; · Характерные черты внешней торговли России, структура экспорта и импорта; · Финансовые, производственные, научные, культурные и другие связи России; · Проблемы и перспективы развития России; · Концепция устойчивого развития; · ООН и Россия. |
- Анализ карт административно – территориального и политико – административного деления страны.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно – ресурсный потенциал иважнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.
- Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Географические и экономические особенности отдельных регионов. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
- Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
- Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. |
- Предмет изучения экономической и социальной географии России; субъекты РФ; влияние ГП на жизнь и хозяйственную деятельность челове-ка; современные проблемы админи-стративно – террито-риального деления РФ; историко – гео-графиические особенности заселе-ния и освоения территории России; основные направления освоения территории. - Изменения в социально – экономи-ческой структуре экономики; отраслевая структура; важнейшие районы размещения приро-дного потенциала. Проблемы преобразо-вания экономики России. - Существенные признаки понятий: ТЭБ, энергосистема, металлургическая база. Влияние факторов размещения производства на географию отраслей и межотраслевых комплексов. Роль и значение различных межотраслевых комплексов. Состав, уровень развития отдельных отраслей. Особенности размещения по территории России.
- Крупные регионы России(Центральная Россия, Европейский Север, Европейский Юг, Урал, Поволжье, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток); особенности их ГП, ресурсной базы, населения, хозяйственной специализации; проблемы взаимодействия их природы и производства.
- Примеры связей России (политических, экономических, финансовых, транспортных, культурных и др.) с различными регионами мира. |
- Определять по картам особенности ЭГП, ПГП, ТГП России; прогнозировать изменение геополитического положения России.
- Определять отрасле-вую, территориаль-ную, функциональную структуру экономики; оценивать природно – ресурсный потенциал.
- Определять по картам и статистическим материалам особенности хозяйственных объектов; по картам факторы размещения отдельных отраслей. Называть и показы-вать: значение и состав отраслей и межотраслевых комп-лексов; месторожде-ния полезных иско-паемых, бассейны; примеры крупнейших электростанций раз-ных типов; примеры главных районов и центров машино-строения, метал-лургии, химической, лесной промышлен-ности; примеры главных транспорт-ных магистралей и транспортных узлов; особенности зональ-ной специализации сельского хозяйства. - Используя карты и статистические материалы, составлять характеристики отдельных регионов и их частей; объяснять влияние ГП, природных, исторических, и экономических условий на особенности хозяйственной специализации регионов; основные черты структуры и размещения отраслей специализации; возникновение и возможные пути решения экологических проблем.; прогнозировать перспективы развития хозяйственных районов.
- Прогнозировать перспективы сотрудничества России со странами СНГ, Европы, Азии, Америки. |
- Знакомство с Конституцией России.П
- Переход к рыночной экономике, конверсия, научно – техническая перестройка. Сырьевые базы. Основные факторы формирования хозяйства.
- Составлять характеристику одного из угольных бассейнов; металлургических баз; отставание химической промышленности России от развитых стран; преобладание малоэффективных технологий в с/х при недостатке перерабатывающих производств; недостаток магистральных систем в северных и восточных районах, отсталость автотранспорта, проблемы формирования новых транспортных систем и систем связи; конверсия на ВПК, низкий бюджет науки, формирование научной базы при ликвидации оттока кадров.
- Типы районирования: региональное, узловое ТПК, экономические зоны; региональные различия внутри районов; состав территорий, связь природно – ресурсных баз и специализации хозяйства районов. Выявление районов, стремящихся к большей самостоятельности в связи с нарастающей ролью национального фактора; выявление районов, стремящихся к тесным внутригосударственным связям; современные проблемы экономики регионов.
- Проблемы регионов Ближнего Зарубежья; роль влиятельных международных групп-пировок на мировой рынок; проблема экономической безопа-сности; Россия в международном разделении труда. |
|
2 |
Объекты природные и
социально – экономические.
- Субъекты РФ и сопредельные государства.
- Экономические системы в историческом развитии: традиционная, командно – административная, рыночная, смешанная.
- Предприятия машиностроительного комплекса, ВПК, комплекса конструкционных материалов, металлургического комплекса, химической и лесной промышленности, АПК. Крупнейшие транспортные узлы. Основные типы электростанций. Сфера обслуживания. Народные промыслы.
- Природные условия и ресурсы Центральной России; узловые районы Центральной России. Санкт – Петербургский узловой район. · Природные условия и ресурсы: Европейского Юга; · Поволжья; · Урала; · Западной Сибири и Восточной Сибири; · Дальнего Востока. |
- Экономическая карта России – источник географической информации. Типы территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.
- Особенности узловых районов крупных регионов. |
- Политико – админи-стративное деление; соседи 1 и 2 порядка.
- Экономические системы.
- Крупные предприятия отельных отраслей различных межотраслевых комплексов.
- Главные ресурсные базы; крупные города различных регионов, их отраслевую специализацию. |
- Наносить на контурную карту субъекты РФ и сопре-дельные государства. - Вычленять харак-терные особенности экономических систем.
- Составлять характеристику предприятий отдельных отраслей различных межотраслевых комплексов.
- Описывать облик городов с различными функциями; облик одной из зон, или центра туризма и рекреации; |
- Основные этапы формирования РФ: аграрный, индустриа-льный, постиндустр-иальный. |
|
3 |
Процессы и явления
на планете, как природные, так и социально – экономические, в том числе
антропогенные факторы как позитивного, так и негативного
характера.
- Проблемы «верхних этажей» экономики. Проблемы научного комплекса. Причины экономического кризиса. Основные направления и этапы экономических реформ. Ближайшие приоритеты структурной политики.
|
|
- Проблемы российской экономики. Пути решения проблем. Результаты разрыва экономических связей в стране.
|
- Выделять структурные комплексы научного комплекса; научные центры страны. Технополисы. Называть ближайшие направления струк-турной политики. |
- Анализ тенденций в изменении развития отраслей хозяйства РФ. |
|
4 |
Материальные и
духовные ценности.
- Население (особенности размещения, плотность, нравы, традиции, обычаи, религиозные вероисповедания) и трудовые ресурсы Западного и Восточного макрорегионов.
|
- Основные показатели, характеризующие население отдельных территорий страны. |
- Зависимость числен-ности населения от естественного и механического движе-ния; особенности размещения населения в связи с природными условиями, историей заселения, современ-ными миграциями; причины оно - , мно-гоязычия; тенденции изменения числа занятых в различных отраслях и сферах; своеобразие быта и религий отдельных народов. |
- По картам различного содержа-ния определять главные особенности населения и трудовых ресурсов. |
- Демографические проблемы районов |
|
5 |
Типовая структура
географической характеристики территории.
- Описание: · ЭГП России; · отрасли народного хозяйства; · характеристики транспортной магистрали; · транспортного узла; · ЭГХ экономического района; · ЭГХ стран Ближнего Зарубежья.
|
|
- Алгоритмы типовых планов географической характеристики. |
- Использовать карты различного содержа-ния и другие исто-чники для извлечения географической информации. |
|
Тематическое планирование уроков географии в 8 классе.
(68 ч. в год, 2ч. в неделю; 10 ч. – региональный компонент)
|
СРОКИ ПРОХОЖДЕНИЯ |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ |
ВРЕМЯ НА РГ |
ПОВТОРЕНИЕ |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА |
ДАТА |
ТЕМАТИЧ. КОНТРОЛЬ |
ДА- ТА |
|
ВВЕДЕНИЕ. (4 ч.)(2ч.25м – темы основной программы, 1ч.15м. – региональный компонент – за счет совпадения и замены образовательного компонента на содержание регионального, близкого к федеральному) | ||||||||
|
|
1-1.Что изучает география России. Источники геогра-фических знаний. (№1, в.5) Практическая работа. |
|
|
Деление карт на группы. |
П/р №1 «Ознакомление с тематическими картами и реше-ние простейших задач». |
|
|
|
|
|
2-2.ГП и административно – территориальное устройство. (№2, з. 2-3-пис., опер.зад.) Практическая работа. |
ГП Ростовской области. |
20м. |
Определение географических координат. |
П/р № 2 «Определение по физической карте географических координат край-них точек России, нанесение их на к/к». |
|
|
|
|
|
3-3.Моря, омываю-щие территорию России. (№3, х-ка 2 морей по плану, п.2) |
Азовское море. |
20м. |
|
|
|
|
|
|
|
4-4.Различия во времени на терри-тории России. (№4, задачи) Практическая работа. |
Поясное время в области |
15м. |
Определение расстояния в градусах, км. |
П/р №3 «Решение задач на определе-ние поясного времени». |
|
|
|
|
Раздел 1. ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. (6ч.) | ||||||||
|
|
5-1.Образование госуда-рства Российского. (№5, с.28-30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6-2.Отркрыиме и освоение Сибири и Дальнего Востока. (№5,с.28-30) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7-3.Исследование территории России в 18-19 вв. (№6) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8-4.Изучение территории России в советские годы. Изучение С – В России. (№7, с.40-44) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9-5.Комплексные экспедиции и специа-льные исследования отдельных районов России (№7,с.44-45) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10-6.Имена великих географов – исследователей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. ПРИРОДА. (44ч.) (37ч. темы основной программы, 7ч. – темы регионального компонента – за счет совпадения и замены образовательного компонента содержания программы на региональное содержание, близкое к федеральному) ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. (5ч.) (4,25м. – темы основной программы, 1ч.15м. – темы регионального компонента) | ||||||||
|
|
11-1.Особенности рельефа России.(№5 –1ч., табл.+опер.зад.) |
Строение и рельеф области. |
25м. |
Рельеф, рельефообразу-ющие факторы. |
|
|
|
|
|
|
12-2.Геологическое строение террито-рии нашей страны. (№5 – 2ч.-7+зап. в тетр.) |
|
|
Работа с тектонической картой. |
|
|
|
|
|
|
13-3.Минеральные ресурсы России. (№8+геоном. опер. зад. для подготовки к семинару) Практическая работа. |
|
|
Происхождение полезных ископаемых. |
П/р №4 «Установление связи между тек-тоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической кар-там на примере конкретных территорий». |
|
|
|
|
|
14-4.Развитие форм рельефа. (зап. в тетр.) |
|
|
|
|
|
Семинар. |
|
|
|
15-5.Итогоаый урок. |
|
|
|
|
|
Провереочная работа №1+игра. |
|
|
КЛИМАТ И АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. (6ч.) (5ч.10м. – темы основной программы, 30м. – региональный компонент) | ||||||||
|
|
16-1.Факторы, определяющие климат России. (№11, опер. зад.) |
|
|
Климат, климатообразующие факторы. |
|
|
|
|
|
|
17-2.Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. (№12) |
|
|
Погода, атмосферное давление. |
|
|
|
|
|
|
18-3.Распределение в России основных элементов климата. (№13) Практическая работа. |
|
|
Вычисление средних температур, годовое количество осадков. |
П/р №5 «Определение по синоптической карте суммарной радиации, коэф-фициента увлаж-нения для отдель-ных пунктов страны и опреде-ление состогяния погоды по синоп-тической карте». |
|
|
|
|
|
19-4.Типы климатов в России. (№14) |
Климат области. |
15м. |
Климатические пояса. |
|
|
|
|
|
|
20-5.Климат и человек. Климатиче-кие ресурсы. |
Воздушный бассейн,3 его экологическое состояние. |
15м. |
Зависимость человек – климат. |
|
|
|
|
|
|
21-6.Итоговое занятие. |
|
|
|
|
|
Проверочная работа №2+ игра. |
|
|
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ. (4ч.) (2ч.25м. – темы основной программы, 1ч.15м. – темы регионального компонента) | ||||||||
|
|
22-1.Внутренние воды. Реки. (№16) Практическая работа. |
Реки области. |
15м. |
|
П/р №6 «Определение по тематическим ка-ртам режима пи-тания, особен-ностей годового стока, падения реки, возможно-стей хозяйствен-ного использо-вания». |
|
|
|
|
|
23-2.Озера. Болота. Подземнгые воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. (№17) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24-3.Воды и человек. (№ 18) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25-4. |
Состояние и охрана вод своей местности. |
1 ч. |
|
|
|
Зачет №1. |
|
|
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ. (3ч.) (2ч. – темы основной программы, 1ч. – темы регионального компонента) | ||||||||
|
|
26-1.Образование почв и их многообразие. (№ 19) |
Черноземы Донского края. |
15м. |
|
|
|
|
|
|
|
27-2.Типы почв и закономерности их распространения. Почвенная карта. (№20) |
Разновидности почв области. |
15м. |
|
|
|
|
|
|
|
28-3.Почва и человек. (№21, опер. зад.) |
Охрана почв. |
10м. |
|
|
|
Проверочная работа №3. |
|
|
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. (2ч.) (1ч.20м. – темы основной программы, 20м. – темы регионального компонента) | ||||||||
|
|
29-1.Растительный мир нашей страны. (№22, опер. зад._ |
Растительность области. |
10м. |
|
|
|
|
|
|
|
30-2.Животный мир. Охрана органического мира. (№23+опер. зад.) |
Животный мир Донского края. |
10м. |
|
|
|
Контрольная работа №1. |
|
|
ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ. (24ч.) (21ч. – темы основной программы, 3ч. – темы регионального компонента) | ||||||||
|
|
31-1.Современные природные зоны России. (№26-28) |
Природные зоны Ростовской области. |
20м. |
|
П/р №7 «Выявление зави-симости между компонентами природы на при-мере одной из природных зон». |
|
|
|
|
РУССКАЯ РАВНИНА. (3ч.) | ||||||||
|
|
32-1.ГП. Природные условия Русской равнины. (№29) |
|
|
|
|
|
Зачет №2. |
|
|
|
33-2.Природные комплексы Русской равнины. (№30) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34-3.Природные ресурсы Русской равнины. Экологические проблемы. (№31) |
Экологические проблемы Ростовской области. |
20м. |
|
|
|
|
|
КАВКАЗ. (3ч.) | ||||||||
|
|
35-1.Предкавказье. Северный Кавказ. (№32) |
ГП Ростовской области. |
10м. |
|
|
|
|
|
|
|
36-2.Большой Кавказ. Закавказье. (№32) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37-3. |
Природные ресурсы области. |
1ч. |
|
|
|
|
|
|
УРАЛ. (3ч.) | ||||||||
|
|
38-1.ГП. Рельеф и полезные ископаемые. (№33) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
39-2.Природа Урала (климат, реки). (№33) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40-3.Высотная поясность Урала. Природные ресурсы. (№34) |
|
|
|
|
|
Проверочная работа №4. |
|
|
СИБИРЬ. (9ч.) | ||||||||
|
|
41-1.Западная Сибирь. (№35) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
42-2.Природные ресурсы и проблемы их освоения. (№36) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
43-3.Средняя и С – В Сибирь. (№37) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
44-4.ПК Средней и С – В Сибири. (№38) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
45-5.ПК Средней и С – В Сибири. (№38) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
46-6.Горы Южной Сибири: ГП, Рельеф. (№39) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
47-7.Горы Южной Сибири: климат, реки, высотная поясность. (№39) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
48-8.Озеро Байкал(№40) |
|
|
|
|
|
Игра - семинар . |
|
|
|
49-9.Практическая работа. |
|
|
|
П/р №8 «Характеристика условий работы и быта человека в одном из приро-дных районов». |
|
|
|
|
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК. (3ч.) | ||||||||
|
|
50-1Особенности природы Дальнего Востока. (№41) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
51-1.ПК Дальнего Востока. (№42) |
|
|
|
|
|
Зачет №3. |
|
|
|
52-2.Обобщение по теме: «Природное районирование». |
|
|
|
|
|
Контрольная работа №2. |
|
|
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. (2ч.) | ||||||||
|
|
53-1.Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Изменение природы под влиянием деятельности человека. ( №43 - 44) |
Изменение природы области под влиянием деятельности человека. |
10 м. |
|
|
|
|
|
|
|
54-2.Экологическая ситуация в России. Роль географии в изучении и преобразовании приро-ды. (№45-46) |
Экологическая ситуация в Ростовской области. |
20м. |
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. НАСЕЛЕНИЕ. (14ч.) | ||||||||
|
|
55-1.Численность населения. Воспроизводство. |
Численность населения. |
10м. |
|
|
|
|
|
|
|
56-2.Механическое движение населения. |
Механическое движение. |
10м. |
|
|
|
|
|
|
|
57-3.Размещение населения, различие в его плотности. |
Размещение населения. |
10м. |
|
|
|
|
|
|
|
58-4.Практическая работа. |
|
|
|
П/р №9 «Определение учащимися по статистическим источникам плотности населения и доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показате-лями по стране». |
|
|
|
|
|
59-5.Зоны расселения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60-6.Расселение населения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
61-7.Города, городские агломерации. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
62-8.Сельские населенные пункты. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
63-9.Национальный и религиозный состав населения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
64-10.Практическая работа. |
|
|
|
П/р №10 «Определение крупнейших народов и особенностей их размещения». |
|
|
|
|
|
65-11.Трудовые ресурсы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
66-12.Практическая работа. |
|
|
|
П/р №11 «Определение тенденций в изменении числа занятых в народ-ном хозяйстве». |
|
|
|
|
|
67-13.Итоговый урок. |
|
|
|
|
|
Контрольная работа №3. |
|
|
|
68-14.Обобщение и систематизация изученного. |
|
|
|
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ
В 9 КЛАССЕ. (68ч., 2ч. в неделю; 10ч. – региональный компонент)
|
СРОКИ ПРОХОЖДЕНИЯ |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ |
ВРЕМЯ НА РГ |
ПОВТОРЕНИЕ |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА |
ДАТА |
ТЕМАТИЧ. контроль ЗНАНИЙ |
ДАТА |
|
ВВЕДЕНИЕ. (8ч.) (7ч. – темы основной программы, 1ч. – региональный компонент – за счет замены образовательного компонента на региональное содержание, близкое к федеральному) | ||||||||
|
|
1-1.Что изучает экономическая и социальная гкография. (№1 - Ал.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2-2.Географическое и геополитическое положение России. (№3 – Ал., №2 – Др.) |
ГП области. |
10м. |
Границы России. |
|
|
|
|
|
|
3-3.ЭГП России. (№4 – Ал., №2 – Др.) |
ЭГП области. |
10м. |
№1 – Др. |
|
|
|
|
|
|
4-4.Транспортно – географическое положение России. (№3 – Др.) Практическая работа. |
ТГП области. |
10м. |
Виды транспорта. |
П/р №1 «Определение особенностей ЭГП и ПГП России и нап-равлений изменен-ия ГП вовремени». |
|
|
|
|
|
5-5.Историко – геогра- 6-6.фические особенно- 7-7.сти заселения и освоения территории России. (№2-Ал., №4-Др.) |
Заселение Ростовской области. |
10м. |
Из истории формирования Российского государства. |
| |||
|
|
8-8.Субъекты Федерации, современные проблемы административно – территориального деления страны. (лекция) Практическая работа. |
|
|
Субъекты Федерации. |
П/р №2 «Обозначение на к/к субъектов РФ». |
|
|
|
|
Раздел 1. НАСЕЛЕНИЕ. (10ч.) (8ч. – темы основной программы, 2ч. – региональный компонент – за счет замены образовательного компонента на содержание регионального, близкого к федеральному). | ||||||||
|
|
9-1.Численность и воспроизводство населения. (№10-Ал., №8 – Др.) |
Численность населения области. |
10м. |
Структура карты плотности населения. |
|
|
|
|
|
|
10-2.Механическое движение населения. (№11 – Ал., №7 – Др.) |
Механическое движение. |
10м. |
|
|
|
|
|
|
|
11-3.Размещение населения, различия в его плотности. (№9-Ал) Практическая работа. |
Размещение населения. |
10м. |
Вычисление плотности населения. |
П/р №3 «Определение по статистическим ис-точникам плотности населения и доли городского и сельского населения в своей республике (крае, области). Сопоставление со средними показа-телями по стране». |
|
|
|
|
|
12-4.Зоны расселения. (с. 54-61-Др.) |
|
|
Населенные пункты. |
|
|
|
|
|
|
13-5.Расселение населения. (№14-Ал.) Стадии развития расселения. (№18-Ал) |
Расселение населения. |
10м. |
|
|
|
|
|
|
|
14-6.Города, городские агломерации. (№8-Др.,№№15-16-Ал.) |
Города. |
10м. |
|
|
|
|
|
|
|
15-7.Сельские населенные пункты. (№17-Ал.) |
Села области. |
10м. |
Сельский образ жизни. |
|
|
|
|
|
|
16-8.Национальный и религиозный состав населения. (№6-Др., №19-20-Ал.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17-9.Трудовые ресурсы. (№13-Ал.) Практическая работа. |
Трудовые ресурсы. |
10м. |
Сфера деятельности. |
П/р №4 «Определение тен-денцийизменения числа занятых в раз. Сферах нар. хоз». |
|
|
|
|
|
18-10.География и проблемы безработицы. (№13-Ал.) |
Проблемы безработицы. |
10м. |
|
|
|
Контрольная работа №1 «Население». |
|
|
Раздел 2. ХОЗЯЙСТВО. (26ч.) (25ч. – темы основной ьпрограммы, 1ч. – региональный компонент – совпадение федерального и регионального содержания) ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА. (7ч.) | ||||||||
|
|
19-1.Общая характеристика хозяйства. (№21,23-Ал., с.61-62-Др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20-2.Особенности и место экономики России в сравнении с другими государствами мира. (№9 – Др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21-3.Экономические системы в историческом развитии России. (№10-Др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22-4.Рыночная и смешанная экономика. (№12-Др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23-5.Структура хозяйства России. (№24-Ал., №13-Др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24-6.Проблемы форми-рования современного хозяйства. (№14-16) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25-7.Объективная необходимость экономических реформ. (№17-Др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ И МЕЖОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ. (19ч.) | ||||||||
|
|
26-1.ТЭК,его значение и отраслевой состав. (№21 – Др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27-2.Топливная промышленность России: нефтяная и газовая. (№22-Др., 25-Ал.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28-3.Топливная промышленность: угольная. (25-Ал., 25-Др.) Практическая работа. |
|
|
|
П/р №5 «Характеристика одного из районов добычи угля, нефти или газа». |
|
|
|
|
|
29-4. Электроэнер-гетика. (№26-Ал.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30-5.Машиностро-ительный комплекс. (№28–Ал.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31-6.География машиностроения. (№20-Др.) Практическая работа. |
|
|
|
П/р №6 «Определение по картам размещения трудоемкого и ме-таллоемкого маши-ностроения». |
|
|
|
|
|
32-7.ВПК. (№30-Ал.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33-8.Комплекс конструкционных материалов. (№25-Др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34-9.Металлургический комплекс. Черная металлургия. (№27-Ал.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35-10.Цветная металлургия. География металлур-гического комплекса. (№27-Ал., 27-Др.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36-11.Химическая промышленность. (с. 137-140-Ал.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37-12.Лесная промышленность. (с. 140-142-Ал.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
38-13.АПК. Особенности с/х. Растениеводство. (№31-Ал., 31-Др.) Практическая работа. |
|
|
|
П/р №7 «Составление типовой схемы АПК». |
|
|
|
|
|
39-14.Животноводство. Пищевая и легкая промышленность. (№32-Ал.) Практическая работа. |
|
|
|
П/р №8 «Определение эф-фективности при-ближения 1 группы обрабатывающих производств пище-вой промышлен-ности к с/х сырью». |
|
|
|
|
|
40-15. Инфраструкту-рный комплекс. Транспортный ком-плекс. Сухопутный транспорт. (№35-Др., 33-Ал.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41-16.Водный, авиационный, трубопроводный транспорт. Транспортные узлы. (№34-Ал.) Практическая работа. |
|
|
|
П/р №9 «Характеристика одной из транспо-ртных магистралей по типовому плану». |
|
|
|
|
|
42-17. Непроизводст-венная сфера. Сфера обслуживания. Терри-ториальная органи-зация обслужива-ния.(№35-Ал., 36 –Др.) |
|
|
|
|
|
Зачет №1.. |
|
|
|
43-18.Экскурсия. Практическая работа. |
|
|
|
П/р №10 «Изучение местного предприятия на экс-курсии и описание его по плану (работа проводится в ходе изучения отрасли, к которой относится выбранное пред-приятие».
|
|
|
|
|
|
44-19.Обобщение и повторение. |
|
|
|
|
|
Контрольная работа №2 «Хозяйство». |
|
|
Раздел 3. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ. (21ч.) (15ч. – темы основного содержания. 6ч. – темы регионального содержания – за счет совпадения федерального и регионального содержания) | ||||||||
|
|
45-1.Принципы хозяй-ственного райониро-вания. (№37-Ал.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
46-2.Центральная Россия. Состав. Природные условия и ресурсы. (№43-Др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
47-3.Население и трудовые ресурсы. (№44-Др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
48-4.Экономика и ее территориальная структура. (№45-Др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
49-5.Узловые районы Центральной России. (№46-47-Др.) Практическая работа. |
|
|
|
П/р №11. «Составление типо-вого плана ЭГХ территории». |
|
|
|
|
|
50-6.Практическая работа. |
|
|
|
П/р №12 «Изучение внешних территор-иально – производ-ственных связей Центр. России».
|
|
|
|
|
|
51-7.Европейский Северо – Запад. Северо – Западная Россия и Санкт – Петербургский узловой район. (с. 220-222-Ал,№48Др) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
52-8.Европейский Север. (№№49-51-Др.) Практическая работа. |
|
|
|
П/р №13 «Составле-ние ЭГХ промыш-ленного узла (по выбору учителя)». |
|
|
|
|
|
53-9.Европейский Юг. (№45-Ал.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
54-10. |
Административ-но –территори-альное устрой-ство области. П/р. |
1ч. |
|
П/р №14 «Определение по картам ГП территории». |
|
|
|
|
|
55-11. |
Природные условия и ресу-рсы. П/р. |
1ч. |
|
П/р №15 «Определение по картам плотности и особенностей разме-щения населения». |
|
|
|
|
|
56-12. |
Население. (обобщение) П/р. |
1ч. |
|
П/р №16 «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов». |
|
|
|
|
|
57-13. |
Хозяйство Дона. П/р. |
1ч. |
|
П/р №18 «Согставление ЭГХ ТПК промышлен-ных узлов и других форм организации народного хозяйства».
|
|
|
|
|
|
58-14. |
Внешние экономические связи. П/р. |
1ч. |
|
П/р №20 «Составление кар-тосхемы внешних экономических связей (с использо-ванием данных производственных экскурсий)». |
|
|
|
|
|
59-15. |
Экологические проблемы и охрана природы в области. П/р. |
1ч. |
|
П/р №19 «Характеристика мероприятий по охране и преобразо-ванию природы». |
|
|
|
|
|
60-16.Поволжье. (№46-Ал.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
61-17.Урал. (№58-60-Др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
62-18.Восточный макрорегион. Западная Сибирь. (№48-Ал. 64-Др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
63-19.Восточная Сибирь. (№65-Др.) Практическая работа. |
|
|
|
П/р №21 «Сравнительная характеристика хозяйства двух районов (по выбору учителя) |
|
|
|
|
|
64-20.Дальний Восток. (№66-Др. 50-Ал.) |
|
|
|
|
|
Зачет №2. |
|
|
|
65-21.Итоговый урок. |
|
|
|
|
|
Контрольная Работа №3 «Хозяйственные районы России». |
|
|
Раздел 4. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. (3ч.) | ||||||||
|
|
66-1.Страны СНГ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
67-2.Роль и место России в МГРТ. (лекция) Практическая работа.
|
|
|
|
П/р №22 «Сравнительная социально – эко-номическая харак-теристика респуб-лик входящих в состав РФ». |
|
|
|
|
|
68-3.Взаимосвязи России со странами СНГ, Европы, Азии, Америки: проблемы и перспективы взаимовыгодного сотрудничества. (лекция) |
|
|
|
|
|
|
|
Перечень обязательной географической номенклатуры для 8 – го класса:
Тема: ”Географическое положение России”
Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское. Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.
Озёра: Каспийское море.
Острова: Земля Франца – Иосифа, Ратманова.
Полуострова: Таймыр, Чукотский.
Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзи.
Тема ”Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России”
Равнины: Восточно-Европейская ( Русская ), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.
Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.
Районы распространения полезных ископаемых:
Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский ( Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта ), Волго-Уральский ( Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское ), Западно-Сибирский ( Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург ).
Каменноугольные бассейны: Донецкий ( Шахты ), Кузнецкий ( Кемерово, Новокузнецк ), Ленский ( Сангар ), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).
Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский ( Ирша-Бородинское, Назарово ), Подмосковный ( Щёкино ).
Месторождения железных руд: Горная Шория ( Таштагол ), Карелия ( Костомукша ), КМА ( Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).
Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров ( Кировск ), Ленинградская область ( Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).
Месторождения медных руд: плато Путорана ( Норильск ), Урал ( Карабаш, Медногорск, Сибай ), Южная Сибирь ( Удокан )
Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров ( Никель ), плато Путорана ( Норильск ), Урал ( Верхний Уфалей ).
Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь ( Депутатский, Эсэ-Хайя ), Сихотэ-Алинь ( Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).
Месторождения полиметаллических руд: Алтай ( Орловское ), Кавказ ( Садон ), Сихотэ-Алинь ( Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )
Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь ( Дукат, Нежданинское, Усть-Нера ), Южная Сибирь ( Бодайбо ).
Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье ( Воскресенск, Егорьевск ), Кольский полуостров ( Апатиты ).
Месторождения поваренной соли: Поволжье ( Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).
Месторождения калийной соли: Предуралье ( Соликамск и Березники ).
Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье ( Айхал, Мирный ).
Тема ”Климат и климатические ресурсы России”
Города: Оймякон.
Тема ”Внутренние воды и водные ресурсы России”
Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.
Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.
Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.
Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Тема ”Природные комплексы России”
Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.
Тема ”Русская равнина”
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.
Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.
Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.
Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.
Крайние точки: Балтийская коса.
Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский Кряж.
Горы: Хибины.
Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,
Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.
Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.
Тема ”Кавказ”
Моря: Азовское, Чёрное.
Заливы: Таганрогский.
Проливы: Керченский.
Полуострова: Таманский.
Крайние точки: район горы Базардюзи.
Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.
Горы: Большой Кавказ.
Вершины: Казбек, Эльбрус.
Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.
Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.
Каналы: Ставропольский.
Заповедники: Тебердинский.
Тема ”Урал”
Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.
Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.
Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.
Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.
Тема ”Западная Сибирь”
Моря: Карское.
Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.
Острова: Белый.
Полуострова: Гыданский, Ямал.
Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.
Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.
Озёра: Кулундинское, Чаны.
Заповедники: Гыданский, Юганский.
Тема ”Средняя и Северо-Восточная Сибирь”
Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.
Заливы: Енисейский, Хатангский.
Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.
Острова: Новосибирские остова, Северная Земля.
Полуострова: Таймыр.
Крайние точки: мыс Челюскин.
Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленгское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.
Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.
Вершины: Победа.
Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.
Озёра: Таймыр.
Водохранилища: Вилюйское.
Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.
Тема ”Горы Южной Сибири”
Равнины: Витимское плоскогорье.
Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.
Вершины: Белуха.
Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.
Озёра: Байкал, Телецкое.
Водохранилища: Братское, Красноярское.
Заповедники: Алтайский, Баргузинский.
Тема ”Дальний Восток”
Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.
Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.
Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.
Полуострова: Камчатка, Чукотский.
Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.
Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.
Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.
Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.
Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.
Озёра: Ханка.
Водохранилища: Зейское.
Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, ”Остров Врангеля”.