Система внеклассной работы.

 

Система внеклассной работы обеспечивает разнообразие потребностей личности воспитанников через воспитательные направления:

        лЗдоровье╗;

        лОбщение и культура╗;

        лУчение╗;

        лДосуг╗;

        лОбраз жизни╗;

        лПрофессия╗.

Реализация системы воспитательной работы предполагает:

        Формирование ведущих интегративных качеств личности;

        Непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самосознание;

        Практическую Деятельность классного руководителя и воспитанников;

        Содержание просвещения в области гуманитарной культуры;

        Оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания.

Цель воспитания:

Свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося.

Задачи воспитания:

1.     Помочь учащимся в профессиональном становлении, жизненном самоопределнии.

2.     Создать оптимальные условия для самореализации, ведущей к успеху.

Направление лЗдоровье╗.

В условиях класса предполагает:

        Работу по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья.

        Способность школьника осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием; понимать себя.

        Умение делать самоанализ.

        Отсутствие психологического дискомфорта.

        Умение анализировать и прогнозировать ситуацию.

Содержание деятельности.

Оздоровительная среда:

        Организация работы спортивных секций;

        Организация работы коррекционных секций;

        Организация спортивно Ц массовой работы;

        День здоровья.

Комфортная пространственная среда:

        Работа по просвещению рационального питания;

        Влажная уборка класса. Санитарный день (каждый последний четверг месяца).

Необходимая психологическая среда:

        Совместная работа психолога и классного руководителя по различным вопросам диагностики и коррекции.

 

Направление лОбщение и культура╗.

Ведущие критерии:

        Социальная активность личности;

        Сознательное соблюдение этических норм:

        Стремление к самосовершенствованию.

Главные нравственные ориентиры:

        Ответственность перед обществом;

        Патриотизм;

        Ответственное отношение к деятельности;

        Высокие нравственные качества;

        Чувство собственного достоинства;

        Уважительное отношение к людям;

        Умение принимать верное решение;

        Способность совершать неслучайный выбор.

Н7аправление способствует коррекции отношений между педагогами, учащимися и родителями, помогает школьникам в приобретении культуры общения, культуры поведения, учит милосердию, состраданию. Учащиеся постигают общечеловеческие ценности (мир, мама, Родина, семья, природа). Индивидуальная работа с учащимися на основе личностно ориентированного подхода ведется по следующим аспектам:

Изучение их взаимоотношений, проблемы общения;

Изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение пожилого человека (девушки) в семье;

Создание условий для самоутверждения  учащегося в школе;

Проведение творческих игр по  этике общения 2Шаг навстречу╗, лДжентельмены╗, лХороший тон дома и в школе╗, лКультура общения Ц способ организации жизни╗, лЧеловек Ц мера всему╗. Этические диалоги с учащимися: лХороший тон в светской жизни╗, лЭтика отношений в коллективе╗. И др.

Направлении лУчение╗.

Направлено на создание условий для получения соответствующего представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании. Итогом претворения в жизнь данного направления должны стать: развитие способностей личности ученика, устойчивые естественнонаучные взгляды на природу и общество, самостоятельное, рациональное, критическое мышление, убежденность, готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненный обстоятельствах, принятие учащимися ответственности за собственное развитие.

При этом используются следующие формы:

        Проведение групповых дискуссий, ролевых игр для проявления и развития способностей;

        Ведение наблюдений за самовоспитанием;

        Составление анализа собственного поведения общения, результатов учебы.

 

Направление лДосуг╗.

Способствует созданию зоны отдыха для восстановления физических и духовных сил, развитию способностей и интересов. Форма и содержание досуговой деятельности учащимся не навязывается, а выбирается добровольно самими школьниками.

Досуговая  деятельность строится на принципах самоуправления, учащиеся стараются сами стать организаторами своего досуга.

Классный руководитель стремится, чтобы досуговая деятельность была разнообразной и значимой для молодых людей, развивала познавательный и культурный кругозор школьников:

лКлуб молодежной моды╗;

Интеллектуально Ц развлекательная игра лКалейдоскоп╗, устный журнал лПрирода в творчестве поэтов, художников, композиторов╗;

Неделя 2Учимся этикету╗, лВ мире вежливости╗. Классные часы: лЧто такое имидж?╗ , лРечевой и танцевальный этикет╗.

Игра лЭтика телефонного разговора╗, лСлужебно Ц деловой этикет╗.

Практикум в столовой лСтоловый этикет╗.

Направление лОбраз жизни╗.

Это направление:

        Способствует повышению педагогической культуры родителей;

        Помогает в организации совместной деятельности взрослых и учащихся;

        Предполагает социальную защиту и охрану.

Помогает:

        пропагандировать здоровый образ жизни;

        Установить неиспользованный резерв семейного воспитания;

        Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия (школа Ц семья);

        Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Классный руководитель использует в своей работе такие формы, как:

1.     Изучение семейно Ц бытовой атмосферы школьника (бытовые условия, моральный климат, семья полная или неполная, взаимоотношения в семье, материальная обеспеченность, здоровье, нравственность, режим дня; окружение ученика).

2.     Проведение родительских собраний по проблемам:

     А) лТипичные ситуации конфликтов между взрослыми и детьми, пути    

     их преодоления╗;

     Б) лВоспитание нравственности и правосознания Ц общая задача╗;

     В) лКаково на дому, таково и самому╗;

     Г) !О ценностях подлинных и мнимых╗.

3. Проведение встречи Ц чествования лДень семьи╗.

4. Проведение круглого стола на тему: лКто ты на Земле: хозяин или прохожий╗.

 

 

 

 

 

Направление лПрофессия╗.

Цели:

Формирование профессиональных знаний и умений, становления специалиста. Формирование личностных качеств, способствующей успешной адаптации в условиях рыночной экономики.

Основные задачи:

Развитие интереса к специальности, любви к избранной профессии; углубление и расширение знаний учащихся об особенностях, тонкостях профессии; воспитание стремления практически овладеть мастерством в выбранной профессии.

Возможные формы деятельности:

        Проведение лДня открытых дверей╗;

        Поддержание профессиональных традиции в школе:

     А)проведение занятий по адаптации учащихся в школе;

     Б)отмечание профессионального праздника;

        Изучение интересов и способностей учащихся;

        Тренинг уверенности в себе;

        Проведение предметных недель, бесед о профессии, олимпиад;

        Конкурс лЛучший по профессии╗.

Примерная тематика классных часов:

        лВечер творческого портрета учителя╗;

        лТвоя профессия╗;

        лАзбука педагога╗;

        лУчитель Ц моя профессия╗;

        лВстреча с профессией╗;

        лЯ и дети╗;

        лГотовность номер один╗╗;

        лСвятые узы профессии╗;

        лПрофессиональный ринг╗;

        лПосвящение в профессию╗.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План воспитательной деятельности.

Наименование деятельности, целевая установка

Содержание основной деятельности

Сроки выполнения

Ответственные

1.Направление лЗдоровье╗:

  • обеспечение и достижение допустимого здоровья и здорового образа жизни.
  • Помочь учащемуся познать свой организм и научить поддерживать его в здоровом состоянии.
  • Учить учащихся восстанавливать умственную работоспособность.

1.Выявление хронических заболеваний  у учащихся:

  • организация работы специальной методической группы;
  • проведение праздника лДень здоровья╗;
  • спортивно Ц массовая работа.

2.Международный день пожилого человека:

- Кл. час лНе стареют душой ветераны╗

( с приглашением ветеранов).

3.Всемирный день не курения:

- конкурс плакатов лУдарим юмором по сигаретам╗.

4.Всемирный день борьбы со СПИДом:

  • книжная выставка лЧума 21 века╗;
  • лекция лВенерические заболевания и их последствия╗;
  • родительское собрание лПрофилактика алкоголизма, курения и наркомании╗.

5.Система комфортной среды школы:

  • продолжить работу по организации рационального питания;
  • рациональное расписание.

6.Лекция лБолен Ц лечись, а здоров Ц берегись╗.

7.Лекция лПрофилактика раковых заболеваний╗.

8.Классное занятие лМетодика самоконтроля состояния здоровья╗

9.Спортивная игра лНеразлучные друзья, взрослые и дети╗.

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

Октябрь

Ноябрь

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

Февраль

 

Март

 

Апрель

 

май

 

 

Направление лУчение╗:

          Развивать умения научно организовывать умственный труд учащегося.

          Формировать положительный мотив учения.

  • Создавать условия для развития познавательных интересов у учащихся.

1.День Знаний. Линейка лЗдравствуй, школа!╗

2.Консультации лКультура учебного труда╗.

3.Диагностика лМотивы учебной деятельности╗.

4.Выпуск газеты лОни получают пятерки╗.

5.КРУГЛЫЙ СТОЛ лТехнические недостатки в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся╗.

6.Час общения лМой разум Ц основа моего поведения, а мое сердце Ц мой закон╗.

7.Выпуск газеты лПо страницам классного журнала╗.

Сентябрь

 

Октябрь 

 

Октябрь

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

 

 

Февраль

 

Март

 

Направление лПрофессия╗:

  • Формирование профессиональных знаний и умений, становления специалиста
  • Формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики.

1.История профессий: беседы, встречи, экскурсии.

2.День учителя лОт всей души╗.

3.Конкурс лЛучший по профессии╗.

4.Час общения 2Мы живем, чтобы оставить следЕ╗

5.Диагностика лОценка профессиональной направленности личности учащегося╗.

6.День открытых дверей лДороги, которые мы выбираем!╗

7.Выпускной бал лВ добрый путь, выпускник!╗

Сентябрь

 

Октябрь

Декабрь

Февраль

 

Февраль

 

 

Март

 

июнь

 

 

 

Направление лДосуг╗:

  • Способствовать созданию зоны отдыха для восстановления физических и духовных сил, развитию способностей и интересов.

Участие в работе кружков, секций, факультативов.

1.Час общения лЛюбовь с первого взгляда╗.

2.Организация интересных встреч.

3.Международный день музыки лАх, эта музыка, музыка, музыка╗.

4.День сюрпризов.

5.Всемирный день молодежи лСегодня молодежь выходит на парад╗.

6.Новогодний бал Ц маскарад.

7.Всемирный день любви.

День защитника Отечества лВы служите, мы вас подождем!╗

8.Литературно Ц музыкальная композиция лАх, если б в марте пели соловьи╗.

9. 2  апреля Ц Международных день детской книги.

10.Литературно Ц музыкальная композиция лЭтот День Победы!..╗

11.Летопись класса.

В течение года

Сентябрь

 

Сентябрь

Октябрь

 

Ноябрь

Ноябрь

 

Декабрь

Февраль

 

 

Март

 

 

Апрель

 

Май

 

июнь

 

Направление лОбраз жизни╗:

  • Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия (школа  - семья)
  • Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.
  • Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

1.Организация работы органов классного самоуправления.

2.Посещение квартир школьников.

3.Лекция лПланирование семьи╗.

4.Кл. час лМир на ладошке детской, мир в душе Ц что может быть желаннее для женщин.╗

5.Информация Ц письма родителям.

 

6.День защиты прав человека: каждый должен знать свои права.

7.Создание трудовой атмосферы  в группе (самообслуживание).

8.Час общения лПеред матерью вечно в долгу.╗

9.Операция лУют╗.

 

10.Отчетно Ц выборная конференция  классного совета лДаешь власть!╗

Спецвыпуск газеты 2Курьер╗.

Сентябрь

Сентябрь

 

Октябрь

Октябрь

 

 

В течение года

Декабрь

 

В течение года

Март

 

В течение года

май

 

  • Направление лОбщение и культура╗: Организация работы по повышению уровня воспитанности.
  • Помочь учащимся в обретении культуры общения, культуры поведения.
  • Создание условий для самоутверждения учащихся в коллективе.

 

1.Диагностика уровня воспитанности.

2. лБыть воспитанным Ц что это значит?╗ - дискуссия.

3. 9 СЕНТЯБРЯ Ц лВсемирный день красоты╗ - вечер отдыха

Часы общения:

  • лХороший тон в школе и дома╗.
  • лХороший тон в светской жизни╗.
  • лЭтика человеческих отношений╗ (этические диалоги с учащимися)
  • лЭтика человеческих отношений╗.
  • лКультура общения Ц способ организации жизни╗.
  • лЧеловек Ц мера всему╗.

4. Диагностика уровня воспитанности 9итоговый контроль).

 

Сентябрь

Сентябрь

 

Сентябрь

 

 

Октябрь

Ноябрь

 

Декабрь

 

 

Январь

 

Февраль

 

Март

Апрель

 

 

Приложение

к направлению лЗдоровье╗.

 

Наименование разделов по правилам личной безопасности

Профилактическая работа со школьниками

Теория

Практика

Итоговый конт

роль

Практический выход

Электробезопасность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Как не стать жертвой поражения электрическим током.
  • Правила пользования бытовыми злектроприборами и электронагревателями.
  • Как уберечь себя от поражения электрическим током.
  • Правила оказания первой полмощи при поражении электрическим током.

 

  • Отработка навыков  действий по оказанию первой помощи при поражении электрическим током.

 

Разыгрывание жизненных ситуаций.

Проверочная работа.

Цикл бесед.

Цикл классных часов.

Инструктаж.

Дорожно -   транспортная безопасность

Чрезвычайные ситуации на транспорте:

  • Причины транспортных аварий;
  • Правила безопасного поведения в любом транспортном средстве;
  • Что делать, если вы оказались заложником;
  • Общественный и городской транспорт:

- виды транспорта;

- зоны опасности;

- меры по обеспечению безопасности.

Правила дорожного движения.

 

Отработка навыков действий в аварийных ситуациях:

  • При крушении поезда;
  • При аварийной посадке самолета;
  • При посадке на любое спасательное средство при кораблекрушении, правила пользования спасательным жилетом;
  • При автомобильной катастрофе.

 

Разыгрывание жизненных ситуаций.

Тест Ц контроль -1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разыгрывание жизненных ситуаций.

Тест Ц контроль Ц 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цикл бесед.

Цикл классных часов.

Инструктаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Всероссийская операция лВнимание, дети!╗ (20.08.-15.09.2004г)

- лНеделя безопасности дорожного движения╗ (посвященная началу учебного года)

(6.09. Ц 12.09.2004г.)

- Конкурс Ц фестиваль лМоя семья Ц за безопасность на дорогах╗

(1.11Ц10.11.2004 г)

- Декадник лВзаимное движение на дорогах Ц залог безопасности╗

(1.11Ц10.11.2004 г)

- Областная операция лЗимним дорогам Ц безопасное движение╗.

(20.12.2004Ц 15.01.2005гг.)

- Всероссийская операция лВнимание, дети!╗

(15.05. Ц 10.06.2005 г.)

- Неделя БДД, посвященная окончанию учебного года.

(январь Ц апрель 2005 года)

-  Всероссийская операция лВнимание, дети!╗, посвященная началу нового учебного года

(20.08. Ц 15.09.2005 г.)

Пожаробезопасность

Опасные факторы пожара, воздействующие на людей:

  • Открытый огонь;
  • Температура среды;
  • Токсичные продукты горения; потеря видимости вследствие задымления;
  • Понижение концентрации кислорода.

Причины пожаров:

  • Неосторожное обращение с огнем;
  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами;
  • Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
  • Утечка газа;
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями;
  • Беспечность, небрежность и просто недисциплинированность при обращении с огнем.

Рекомендации лКак себя вести╗:

  • Что делать, если начался пожар;
  • Чего нельзя делать при возгорании;
  • Можете ли вы сами потушить огонь;
  • Как надо выходить из задымленного помещения;
  • Что нужно делать, если при пожаре невозможно покинуть здание.

 

 

 

 

 

  • Отработка навыков  действий при пожароопасных ситуациях.
  • Отработка навыков  действий по оказанию первой помощи при поражении огнем.

 

Разыгрывание жизненных ситуаций.

Тестовая работа.

Цикл бесед.

Цикл классных часов.

Инструктаж

Ситуации террористического  характера

1.Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях.

  • Экстремальная террористическая ситуация и первоочередные действия человека, попавшего в нее;
  • Возможности выживания человека в условиях террористической ситуации.

2.Основы медицинских знаний для оказания первой помощи в экстремальной  ситуации.

  • Общие принципы оказания самопомощи;
  • общие принципы оказания первой помощи пострадавшему товарищу;
  • приемы оказания первой помощи при различного рода травмах.

3. Психологические основы самовоспитания и самозащиты.

А.Самовоспитание как движущая сила развития личности.

Б.Средства самовоспитания и самовоздействия:

  • Самообязательства
  • самоконтроль и самоотчет
  • самоприказ

В.Самооценка как фактор самовоспитания:

  • средства и приемы самооценки.

Г.Психолого Ц педагогические основы самовоспитания учащихся:

  • педагогическое стимулирование деятельности по самовоспитанию;
  • пути и условия формирования самооценки.

4.Основы  правильной эвакуации.

 

 

 

 

  • Отработка умения правильной эвакуации.
  • Отработка умения ока-зания первой медицинской помощи.
  • Отработка психологи-ческих основ самозащиты.

 

 

 

Цикл бесед.

Цикл классных часов.

Инструктаж

Основы здорового образа жизни

Организация режима дня.

Воспитание самодисциплины при выполнении режима дня. Как составить режим дня, для чего он нужен, в чем его полезность для здоровья человека.

Основы личной гигиены.

Уход за телом, умывание, мытье рук, уход за волосами, Требования к одежде. Гигиена одежды, обуви, уход за ними.

Разговор на трудную тему:

  • Почему люди курят, как влияет никотин на здоровье человека, особенно малолетнего курильщика. Как можно противостоять этой злостной привычке.
  • История возникновения алкоголизма как порока; как боролись в древней Руси, к чему ведет чрезмерное употребление алкоголя, как нужно вести себя, если предлагают выпить, и что делать, если в семье пьют.
  • Влияние наркотиков. Куда можно обратиться за квалифицированной помощью и как достойно можно отказаться  от предлагаемых наркотиков в компании.

Эти маленькие Ц взрослые дети.

Половое развитие и воспитание. Особенности пола. Половые отношения. Заболевания, передаваемые половым путем. К каким специалистам следует обратиться в случае возникновения проблем.

Наше будущее.

Подготовка детей к взрослой и семейной жизни, влияние ранних пагубных привычек на будущее потомство.

- составление собственного режима дня.

 

 

 

 

 

 

- Беседа лТвой режим дня╗.

 

 

 

 

- Кл. час лЧистота Ц залог здоровья╗.

 

 

 

 - Час общения лвлияние курения на организм╗.

 

 

 

 

- Час общения лПагубная привычка Ц алкоголизм╗.

 

 

 

 

 

 

- Час общения лНаркомания Ц знак беды╗.

 

 

 

- Час общения лО половом воспитании╗.

 

 

 

 

 

 

- Час общения лЗдоровый образ жизни Ц здоровое потомство╗.

Hosted by uCoz