Система внеклассной работы.
Система внеклассной работы обеспечивает разнообразие потребностей личности воспитанников через воспитательные направления:
╖ лЗдоровье╗;
╖ лОбщение и культура╗;
╖ лУчение╗;
╖ лДосуг╗;
╖ лОбраз жизни╗;
╖ лПрофессия╗.
Реализация системы воспитательной работы предполагает:
╖ Формирование ведущих интегративных качеств личности;
╖ Непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самосознание;
╖ Практическую Деятельность классного руководителя и воспитанников;
╖ Содержание просвещения в области гуманитарной культуры;
╖ Оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания.
Цель воспитания:
Свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося.
Задачи воспитания:
1. Помочь учащимся в профессиональном становлении, жизненном самоопределнии.
2. Создать оптимальные условия для самореализации, ведущей к успеху.
Направление лЗдоровье╗.
В условиях класса предполагает:
╖ Работу по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья.
╖ Способность школьника осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием; понимать себя.
╖ Умение делать самоанализ.
╖ Отсутствие психологического дискомфорта.
╖ Умение анализировать и прогнозировать ситуацию.
Содержание деятельности.
Оздоровительная среда:
╖ Организация работы спортивных секций;
╖ Организация работы коррекционных секций;
╖ Организация спортивно Ц массовой работы;
╖ День здоровья.
Комфортная пространственная среда:
╖ Работа по просвещению рационального питания;
╖ Влажная уборка класса. Санитарный день (каждый последний четверг месяца).
Необходимая психологическая среда:
╖ Совместная работа психолога и классного руководителя по различным вопросам диагностики и коррекции.
Направление лОбщение и культура╗.
Ведущие критерии:
╖ Социальная активность личности;
╖ Сознательное соблюдение этических норм:
╖ Стремление к самосовершенствованию.
Главные нравственные ориентиры:
╖ Ответственность перед обществом;
╖ Патриотизм;
╖ Ответственное отношение к деятельности;
╖ Высокие нравственные качества;
╖ Чувство собственного достоинства;
╖ Уважительное отношение к людям;
╖ Умение принимать верное решение;
╖ Способность совершать неслучайный выбор.
Н7аправление способствует коррекции отношений между педагогами, учащимися и родителями, помогает школьникам в приобретении культуры общения, культуры поведения, учит милосердию, состраданию. Учащиеся постигают общечеловеческие ценности (мир, мама, Родина, семья, природа). Индивидуальная работа с учащимися на основе личностно ориентированного подхода ведется по следующим аспектам:
Изучение их взаимоотношений, проблемы общения;
Изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение пожилого человека (девушки) в семье;
Создание условий для самоутверждения учащегося в школе;
Проведение творческих игр по этике общения 2Шаг навстречу╗, лДжентельмены╗, лХороший тон дома и в школе╗, лКультура общения Ц способ организации жизни╗, лЧеловек Ц мера всему╗. Этические диалоги с учащимися: лХороший тон в светской жизни╗, лЭтика отношений в коллективе╗. И др.
Направлении лУчение╗.
Направлено на создание условий для получения соответствующего представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании. Итогом претворения в жизнь данного направления должны стать: развитие способностей личности ученика, устойчивые естественнонаучные взгляды на природу и общество, самостоятельное, рациональное, критическое мышление, убежденность, готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненный обстоятельствах, принятие учащимися ответственности за собственное развитие.
При этом используются следующие формы:
╖ Проведение групповых дискуссий, ролевых игр для проявления и развития способностей;
╖ Ведение наблюдений за самовоспитанием;
╖ Составление анализа собственного поведения общения, результатов учебы.
Направление лДосуг╗.
Способствует созданию зоны отдыха для восстановления физических и духовных сил, развитию способностей и интересов. Форма и содержание досуговой деятельности учащимся не навязывается, а выбирается добровольно самими школьниками.
Досуговая деятельность строится на принципах самоуправления, учащиеся стараются сами стать организаторами своего досуга.
Классный руководитель стремится, чтобы досуговая деятельность была разнообразной и значимой для молодых людей, развивала познавательный и культурный кругозор школьников:
лКлуб молодежной моды╗;
Интеллектуально Ц развлекательная игра лКалейдоскоп╗, устный журнал лПрирода в творчестве поэтов, художников, композиторов╗;
Неделя 2Учимся этикету╗, лВ мире вежливости╗. Классные часы: лЧто такое имидж?╗ , лРечевой и танцевальный этикет╗.
Игра лЭтика телефонного разговора╗, лСлужебно Ц деловой этикет╗.
Практикум в столовой лСтоловый этикет╗.
Направление лОбраз жизни╗.
Это направление:
╖ Способствует повышению педагогической культуры родителей;
╖ Помогает в организации совместной деятельности взрослых и учащихся;
╖ Предполагает социальную защиту и охрану.
Помогает:
╖ пропагандировать здоровый образ жизни;
╖ Установить неиспользованный резерв семейного воспитания;
╖ Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия (школа Ц семья);
╖ Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Классный руководитель использует в своей работе такие формы, как:
1. Изучение семейно Ц бытовой атмосферы школьника (бытовые условия, моральный климат, семья полная или неполная, взаимоотношения в семье, материальная обеспеченность, здоровье, нравственность, режим дня; окружение ученика).
2. Проведение родительских собраний по проблемам:
А) лТипичные ситуации конфликтов между взрослыми и детьми, пути
их преодоления╗;
Б) лВоспитание нравственности и правосознания Ц общая задача╗;
В) лКаково на дому, таково и самому╗;
Г) !О ценностях подлинных и мнимых╗.
3. Проведение встречи Ц чествования лДень семьи╗.
4. Проведение круглого стола на тему: лКто ты на Земле: хозяин или прохожий╗.
Направление лПрофессия╗.
Цели:
Формирование профессиональных знаний и умений, становления специалиста. Формирование личностных качеств, способствующей успешной адаптации в условиях рыночной экономики.
Основные задачи:
Развитие интереса к специальности, любви к избранной профессии; углубление и расширение знаний учащихся об особенностях, тонкостях профессии; воспитание стремления практически овладеть мастерством в выбранной профессии.
Возможные формы деятельности:
╖ Проведение лДня открытых дверей╗;
╖ Поддержание профессиональных традиции в школе:
А)проведение занятий по адаптации учащихся в школе;
Б)отмечание профессионального праздника;
╖ Изучение интересов и способностей учащихся;
╖ Тренинг уверенности в себе;
╖ Проведение предметных недель, бесед о профессии, олимпиад;
╖ Конкурс лЛучший по профессии╗.
Примерная тематика классных часов:
╖ лВечер творческого портрета учителя╗;
╖ лТвоя профессия╗;
╖ лАзбука педагога╗;
╖ лУчитель Ц моя профессия╗;
╖ лВстреча с профессией╗;
╖ лЯ и дети╗;
╖ лГотовность номер один╗╗;
╖ лСвятые узы профессии╗;
╖ лПрофессиональный ринг╗;
╖ лПосвящение в профессию╗.
План воспитательной деятельности.
|
Наименование деятельности, целевая установка |
Содержание основной деятельности |
Сроки выполнения |
Ответственные |
|
1.Направление лЗдоровье╗:
|
1.Выявление хронических заболеваний у учащихся:
2.Международный день пожилого человека: - Кл. час лНе стареют душой ветераны╗ ( с приглашением ветеранов). 3.Всемирный день не курения: - конкурс плакатов лУдарим юмором по сигаретам╗. 4.Всемирный день борьбы со СПИДом:
5.Система комфортной среды школы:
6.Лекция лБолен Ц лечись, а здоров Ц берегись╗. 7.Лекция лПрофилактика раковых заболеваний╗. 8.Классное занятие лМетодика самоконтроля состояния здоровья╗ 9.Спортивная игра лНеразлучные друзья, взрослые и дети╗.
|
Сентябрь
В течение года
Октябрь Ноябрь
Декабрь
Февраль
Февраль
Март
Апрель
май
|
|
|
Направление лУчение╗: ╖ Развивать умения научно организовывать умственный труд учащегося. ╖ Формировать положительный мотив учения.
|
1.День Знаний. Линейка лЗдравствуй, школа!╗ 2.Консультации лКультура учебного труда╗. 3.Диагностика лМотивы учебной деятельности╗. 4.Выпуск газеты лОни получают пятерки╗. 5.КРУГЛЫЙ СТОЛ лТехнические недостатки в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся╗. 6.Час общения лМой разум Ц основа моего поведения, а мое сердце Ц мой закон╗. 7.Выпуск газеты лПо страницам классного журнала╗. |
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март |
|
|
Направление лПрофессия╗:
|
1.История профессий: беседы, встречи, экскурсии. 2.День учителя лОт всей души╗. 3.Конкурс лЛучший по профессии╗. 4.Час общения 2Мы живем, чтобы оставить следЕ╗ 5.Диагностика лОценка профессиональной направленности личности учащегося╗. 6.День открытых дверей лДороги, которые мы выбираем!╗ 7.Выпускной бал лВ добрый путь, выпускник!╗ |
Сентябрь
Октябрь Декабрь Февраль
Февраль
Март
июнь
|
|
|
Направление лДосуг╗:
|
Участие в работе кружков, секций, факультативов. 1.Час общения лЛюбовь с первого взгляда╗. 2.Организация интересных встреч. 3.Международный день музыки лАх, эта музыка, музыка, музыка╗. 4.День сюрпризов. 5.Всемирный день молодежи лСегодня молодежь выходит на парад╗. 6.Новогодний бал Ц маскарад. 7.Всемирный день любви. День защитника Отечества лВы служите, мы вас подождем!╗ 8.Литературно Ц музыкальная композиция лАх, если б в марте пели соловьи╗. 9. 2 апреля Ц Международных день детской книги. 10.Литературно Ц музыкальная композиция лЭтот День Победы!..╗ 11.Летопись класса. |
В течение года Сентябрь
Сентябрь Октябрь
Ноябрь Ноябрь
Декабрь Февраль
Март
Апрель
Май
июнь |
|
|
Направление лОбраз жизни╗:
|
1.Организация работы органов классного самоуправления. 2.Посещение квартир школьников. 3.Лекция лПланирование семьи╗. 4.Кл. час лМир на ладошке детской, мир в душе Ц что может быть желаннее для женщин.╗ 5.Информация Ц письма родителям.
6.День защиты прав человека: каждый должен знать свои права. 7.Создание трудовой атмосферы в группе (самообслуживание). 8.Час общения лПеред матерью вечно в долгу.╗ 9.Операция лУют╗.
10.Отчетно Ц выборная конференция классного совета лДаешь власть!╗ Спецвыпуск газеты 2Курьер╗. |
Сентябрь Сентябрь
Октябрь Октябрь
В течение года Декабрь
В течение года Март
В течение года май |
|
|
1.Диагностика уровня воспитанности. 2. лБыть воспитанным Ц что это значит?╗ - дискуссия. 3. 9 СЕНТЯБРЯ Ц лВсемирный день красоты╗ - вечер отдыха Часы общения:
4. Диагностика уровня воспитанности 9итоговый контроль).
|
Сентябрь Сентябрь
Сентябрь
Октябрь Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март Апрель |
|
Приложение
к направлению лЗдоровье╗.
|
Наименование разделов по правилам личной безопасности |
Профилактическая работа со школьниками | |||
|
Теория |
Практика |
Итоговый конт роль |
Практический выход | |
|
Электробезопасность
|
|
|
Разыгрывание жизненных ситуаций. Проверочная работа. |
Цикл бесед. Цикл классных часов. Инструктаж. |
|
Дорожно - транспортная безопасность |
Чрезвычайные ситуации на транспорте:
- виды транспорта; - зоны опасности; - меры по обеспечению безопасности. Правила дорожного движения.
|
Отработка навыков действий в аварийных ситуациях:
|
Разыгрывание жизненных ситуаций. Тест Ц контроль -1.
Разыгрывание жизненных ситуаций. Тест Ц контроль Ц 2.
|
Цикл бесед. Цикл классных часов. Инструктаж
- Всероссийская операция лВнимание, дети!╗ (20.08.-15.09.2004г) - лНеделя безопасности дорожного движения╗ (посвященная началу учебного года) (6.09. Ц 12.09.2004г.) - Конкурс Ц фестиваль лМоя семья Ц за безопасность на дорогах╗ (1.11Ц10.11.2004 г) - Декадник лВзаимное движение на дорогах Ц залог безопасности╗ (1.11Ц10.11.2004 г) - Областная операция лЗимним дорогам Ц безопасное движение╗. (20.12.2004Ц 15.01.2005гг.) - Всероссийская операция лВнимание, дети!╗ (15.05. Ц 10.06.2005 г.) - Неделя БДД, посвященная окончанию учебного года. (январь Ц апрель 2005 года) - Всероссийская операция лВнимание, дети!╗, посвященная началу нового учебного года (20.08. Ц 15.09.2005 г.) |
|
Пожаробезопасность |
Опасные факторы пожара, воздействующие на людей:
Причины пожаров:
Рекомендации лКак себя вести╗:
|
|
Разыгрывание жизненных ситуаций. Тестовая работа. |
Цикл бесед. Цикл классных часов. Инструктаж |
|
Ситуации террористического характера |
1.Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях.
2.Основы медицинских знаний для оказания первой помощи в экстремальной ситуации.
3. Психологические основы самовоспитания и самозащиты. А.Самовоспитание как движущая сила развития личности. Б.Средства самовоспитания и самовоздействия:
В.Самооценка как фактор самовоспитания:
Г.Психолого Ц педагогические основы самовоспитания учащихся:
4.Основы правильной эвакуации.
|
|
|
Цикл бесед. Цикл классных часов. Инструктаж |
|
Основы здорового образа жизни |
Организация режима дня. Воспитание самодисциплины при выполнении режима дня. Как составить режим дня, для чего он нужен, в чем его полезность для здоровья человека. Основы личной гигиены. Уход за телом, умывание, мытье рук, уход за волосами, Требования к одежде. Гигиена одежды, обуви, уход за ними. Разговор на трудную тему:
Эти маленькие Ц взрослые дети. Половое развитие и воспитание. Особенности пола. Половые отношения. Заболевания, передаваемые половым путем. К каким специалистам следует обратиться в случае возникновения проблем. Наше будущее. Подготовка детей к взрослой и семейной жизни, влияние ранних пагубных привычек на будущее потомство. |
- составление собственного режима дня.
|
|
- Беседа лТвой режим дня╗.
- Кл. час лЧистота Ц залог здоровья╗.
- Час общения лвлияние курения на организм╗.
- Час общения лПагубная привычка Ц алкоголизм╗.
- Час общения лНаркомания Ц знак беды╗.
- Час общения лО половом воспитании╗.
- Час общения лЗдоровый образ жизни Ц здоровое потомство╗. |