В данной статье представлены материалы, разработанные по заказу комитета образования области в ходе практических занятий участниками областного методического семинара «Профилактика наркозависимости в образовательной среде»
о постановке учащихся на внутришкольный учет
1. Общие положения
В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» образовательные учреждения в пределах своей компетенции участвуют в реализации комплекса мероприятий по профилактике асоциального поведения детей и подростков.
2. Цели и задачи
В целях создания объективных условий для улучшения качества профилактической работы, усиления социальной и правовой защиты обучающихся в образовательном учреждении разрабатывается положение о постановке учащихся на внутришкольный учет.
3. Основания для постановки учащихся на внутришкольный учет
Исходя из статей 5,6,14 Федерального закона ««Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основанием для постановки на внутришкольный учет считаются:
3.1. Непосещение или систематические пропуски учебных занятий без уважительных причин.
3.2. Неуспеваемость.
3.3. Социально опасное положение:
а) безнадзорность или беспризорность;
б) бродяжничество или попрошайничество.
3.4. Употребление психоактивных и токсических веществ, спиртных напитков, курение.
3.5. Совершение правонарушения, повлекшего меры административного воздействия.
3.6. Совершение правонарушения до достижения возраста . с которого наступает уголовная ответственность.
3.7. Постановка на учет в КДН, ИДН.
4. Основания для снятия с внутришкольного учета
4.1. Позитивные изменения указанных в настоящем положении обстоятельств жизни обучающегося (раздел 3, пункт 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5; 3.6; 3.7)
5. Ответственность и контроль за указанным видом деятельности
5.1. Постановку учащегося на внутришкольный учет и снятие с учета, оформление соответствующей документации осуществляет лицо, персонально ответственное за организацию профилактической работы в образовательном учреждении, назначенное приказом директора.
5.2. Контроль за качеством использования проводимой в соответствии с настоящим положением работы возлагается на директора образовательного учреждения.
5.3. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения на педагогическом совете школы .
Алгоритм действий в отношении учащихся, пропускающих занятия по неуважительной причине
|
Направление деятельности |
Ответственное лицо |
|
1.Сбор информации об учащихся, отсутствующих в школе. Запись в общешкольную тетрадь. |
Учителя-предметники (после 1-го урока) |
|
2. Установление причины неявки ребенка на занятия: - беседа с одноклассниками; - согласование с родителями, посещение семьи |
Классный руководитель |
|
3. Индивидуальная работа с ребенком по выявлению проблем в организации его жизнедеятельности: - беседа; - тестирование; - классификация проблем; - рекомендации: - классному руководителю, - самому ребенку, - родителям |
Школьный психолог |
|
4. Организация деятельности по разрешению проблем ребенка: - установление доверительных отношений с родителями. Согласование в деятельности (ознакомление с Уставом школы, заключение Договора между родителями и ОУ (условия обучения, права, обязанности и пр.; - индивидуальная работа с учащимися (вовлечение во внеучебную деятельность, систему дополнительного образования); - постановка на внутришкольный учет, совместная деятельность с общественными организациями (родительский комитет, совет школы, совет профилактики, КДН и др.) |
Зам. директора по ВР, педагоги дополнительного образования
Социальный педагог, классный руководитель |
|
5. Отслеживание результатов работы: -ведение документации (списки, индивидуальные карточки, социальный паспорт семьи; общешкольная тетрадь и др.); - разработка локальных актов (Правила поведения учащихся и др.) - отчет ответственных лиц о проделанной работе и полученных результатах |
Согласно функциональным обязанностям: - кл. руководитель; - зам.директора по ВР; - социальный педагог |
|
6. Система материального и морального стимулирования деятельности педагогических кадров |
Директор ОУ, МОУО
|
|
7. Изучение, обобщение, трансляция результативного опыта воспитательной и профилактической работы |
Зам.директора по ВР |
|
8. Корректировка деятельности по результатам итогов диагностики |
Администрация ОУ |
ПОЛОЖЕНИЕ
о Совете профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ несовершеннолетними в образовательной среде
1. Совет профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ несовершеннолетними в образовательной среде (Совет профилактики) является консультативно-организационным органом, созданным при образовательном учреждении.
Совет профилактики утверждается директором образовательного учреждения.
Совет профилактики создан для осуществления первичной профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних в образовательной среде, а также для помощи в возникших экстренных ситуациях.
Совет профилактики проводит комплексную работу с семьей учащегося, где существуют подобные проблемы.
2. Цель Совета профилактики: предупреждение / профилактика правонарушений и злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних в образовательной среде.
3. Основными задачами Совета профилактики являются:
расширение юридической, медицинской, социальной, психолого-педагогической базы знаний среди родителей и учащихся;
оказание методической и консультативной помощи педагогам, в случае необходимости - родителям и учащимся;
организация мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних;
организация досуга и дополнительного образования для учащихся;
составление базы данных «группы риска» и работа с ней.
4. В состав Совета профилактики входят следующие специалисты:
директор образовательного учреждения;
зам. директора по воспитательной работе (если должность не предусмотрена в штатном расписании - зам. директора по УВР);
учителя (наиболее опытные, авторитетные и активные педагоги -не более 2-3 человек);
педагог-психолог;
социальный педагог;
медицинский работник;
представитель правоохранительных органов (инспектор ПДН и т.п.);
родители (активные представители родительского комитета школы - не более 2 человек);
учащиеся (актив старшеклассников - не более 2 человек). Совет профилактики подчиняется директору образовательного учреждения.
Совет профилактики осуществляет связь со специалистами более узкой специализации (по мере надобности).
5. Функциональные обязанности специалистов Совета профилактики:
директор образовательного учреждения:
осуществляет полный контроль за работой Совета профилактики;
зам, директора по воспитательной работе:
контролирует ведущуюся документацию Совета профилактики в течение учебного года;
оказывает необходимую методическую помощь педагогам - членам Совета профилактики;
организует мероприятия, направленные на профилактику правонарушений и злоупотребления ПАВ;
контролирует внедрение программ превентивного образования и отслеживает работу по выбранной программе;
организует досуг и дополнительное образование (кружковую работу) учащихся;
отслеживает работу по базе данных «группы риска»;
учителя:
формируют педагогическое видение на разбираемые проблемы;
участвуют в составлении базы данных учащихся «группы риска»;
активно участвуют в реализации программ превентивного обучения;
оказывают посильную помощь в проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и злоупотребления ПАВ.
педагог-психолог:
ведет работу по пропаганде психолого-педагогических знаний в области превентивной психологии;
осуществляет психологическую диагностику до начала комплексной помощи семье, а также после проведенной работы с целью отслеживания достигнутого результата;
осуществляет консультативную помощь учащимся, родителям;
способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
определяет факторы, препятствующие развитию личности учащихся «группы риска», и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);
консультирует по различным психологическим вопросам администрацию и педагогов образовательного учреждения;
обеспечиваетпроведение различных форм профилактической
работы с педагогами, родителями и учащимися. социальный педагог:
изучает психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся «группы риска» и ее микросреды, условия жизни;
обеспечивает базу данных «группы риска» новыми сведениями (если они появляются);
выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся группы риска и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
выступает посредником между учащимися «группы риска» и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
отслеживает социальные условия семей, с которыми работает Совет профилактики.
медицинский работник:
расширяет медицинскую базу знаний среди учащихся и их родителей;
проводит запланированные занятия, направленные на профилактику злоупотребления ПАВ детьми и молодежью;
предоставляет данные о состоянии здоровья учащихся группы риска.
представитель правоохранительных органов:
расширяет юридическую базу знаний среди учащихся, родителей, а также педагогов;
активно работает с учащимися «группы риска»;
проводит встречи, занятия с учащимися, направленные на профилактику правонарушений;
совершает совместные рейды в семьи учащихся «группы риска» с социальным педагогом.
6. Совет профилактики проводит заседания 1 раз в месяц (не реже) и в случае острой неотложной ситуации.
7. Обязательными документами Совета профилактики являются:
годовой план работы Совета профилактики;
часть годового плана образовательного учреждения по теме "Организация и проведение профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ детьми и молодежью";
программы семинаров, тренингов, планы мероприятий, профилактических занятий со школьниками, родителями и педагогами;
протоколы заседаний Совета профилактики;
годовой отчет о работы Совета профилактики.
протоколы заседаний Совета профилактики;
журнал результатов проведенной работы;
оформленная база данных «группы риска».
После проведенной работы с семьей педагогом-психологом осуществляется анкетирование ребенка и его родителей с целью выявления динамики и полученных результатов.
8. Вся документация по работе Совета по профилактике хранится у директора.
Алгоритм действий заместителя директора по воспитательной работе по организации исполнения Федерального закона
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
1. Обеспечение нормативно-правовой базы.
2. На первом этапе созвониться с инспектором по делам несовершеннолетних, чтобы выяснить, стоят ли на учете в ПДН учащиеся школы, и получить на руки документы, ставшие основанием для постановки учащихся на учет.
3. Направить социального педагога (классного руководителя) на заседание районной (городской, областной) комиссии по делам несовершеннолетних, на судебные процессы и получить выписку из решения в отношении привлечения к ответственности подростков.
4. Осуществлять контроль и руководство за деятельностью классных воспитателей по организации профилактической работы с несовершеннолетними:
а) через проверку планов классных руководителей, классных журналов и соответствующей документации;
б) отчеты социального педагога, классных воспитателей о психологическом климате в семьях учащихся, о проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за детьми, о причинах, негативно влияющих на их поведение, успеваемость и посещение школы, на совещаниях при директоре и на педсоветах согласно плану и по мере необходимости с приглашением участкового инспектора, инспектора ПДН, секретаря КДН с целью получения информации о проблемном поведении детей, о неблагополучных ситуациях в семьях;
в) обучение классных руководителей на МО классных руководителей и индивидуальное консультирование их по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
г) оформление тематической выставки литературы для детей, родителей, классных руководителей в школьной библиотеке,
д) обращение в иные инстанции за помощью и содействием в работе с отдельными семьями и учащимися в том случае, если вопросы выходят за рамки компетенции школы,
- составление координационного плана деятельности (ежегодно);
- создание Совета профилактики в ОУ (по мере необходимости)
5. Подготовить проект приказа о постановке семей и учащихся на школьный учет, об организации индивидуальной профилактической работы с ними по материалам, представленным социальным педагогом и классным руководителем, утвердить критерии постановки на школьный учет.
6. Оказывать практическую помощь классному воспитателю в привлечении детей, стоящих на учете, к внеурочной деятельности, в особенности в летний период.
(Изучение нормативно-правовых документов, опыта организационно- педагогической деятельности и использование их в практике профилактической работы.
- Анализ действующих профилактических программ и приведение их в соответствие с нормативами.)
7. Изыскивать возможность отметить результативную деятельность педагогов по организации профилактической работы с несовершеннолетними.
Форма протокола
Протокол педагогического расследования причин совершения правонарушения (преступления) несовершеннолетним
1. ФИО;
Дата рождения;
Домашний адрес;
Класс, школа;
2. Информация о семье:
- состоит ли на учете (дата постановки; где)
- количество детей в семье;
- кто занимается воспитанием (родители или лица, их заменяющие);
- полная, неполная семья;
- материальное положение семьи;
- виды оказанной материальной и социальной помощи;
3. Учебная деятельность:
- успеваемость;
- посещаемость;
- проделанная педагогическая работа при наличии у учащегося проблем в учебе;
4. Психическое и физическое развитие:
- дата направления и результаты обследования ПМПК;
- оказание психолого-педагогической поддержки;
- вредные привычки (работа со специалистами);
- физически развит, не развит;
5.Внеурочная деятельность:
- выявление интересов;
- занятость в системе ДО (где);
- участие во внеклассной работе;
6. Индивидуальная профилактическая работа (где и кем проводилась)
- внутришкольный учет;
- ПДН;
- КДН и т.д.
7. Предполагаемые причины постановки на учет
8. Рекомендации по организации дальнейшей воспитательной работы с учащимся.
9. Директор школы.
М.П.
Дата.