МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКА
Изучать подростка надо
постоянно, систематически, так как происходит непрерывный процесс формирования и
совершенствования личности.
Нужно постараться выработать
собственное мнение о подростке, но обязательно: узнать мнение о нем знающего его
учителя, участкового инспектора ИДН, родителей, товарищей. При изучении
подростка нужно применять следующие методы:
1. Ознакомление с документацией:
учебно-профилактической карточкой в инспекции по делам несовершеннолетних;
-
классным журналом и дневником;
- характеристикой, данной учителем.
2.
Просмотр тетрадей, поделок, рисунков и других предметов деятельности.
3.
Беседы с подростками и его родителями, учителями, товарищами, руководителями
кружков, работниками ЖКО, ИДН.
4. Наблюдение за поведением подростка, его
деятельностью в естественной обстановке - на уроке, на занятиях кружка, при
выполнении домашнего задания, домашних поручений, в общественных местах и
т.п.
5. Эксперимент, т.е. наблюдение в специально организованных условиях, но
в естественных для подростков.
6. Сочинения, анкетирование учащихся.
Примерная анкета для подростков
1. Что толкнуло тебя на путь
правонарушения?
2. Считаешь ли кого-то виноватым в своем поступке?
3.
Сознательно ли ты совершил поступок или это получилось случайно?
4. Что тебе
известно о законах нашего общества, карающих правонарушителей?
5. Считаешь
что для совершения правонарушения нужна сила воли? Или не нужна воля, чтобы
удержаться?
6. Была ли у тебя в жизни обстоятельства, когда ты мог пойти по
неправильному пути, но удержался? Трудно ли это было?
Что следует выяснить в беседе с родителями ?
1. Состояние здоровья
ученика.
2. Отношение подростка к учебе, инициатива в делах, интересы,
любимый предмет.
3. Кого из членов семьи он больше уважав, слушает?
4. Как
протекало детство подростка дома? Как он развивался?
5. Каково поведение
подростка дома? Его дисциплинированность.
6. Положительные и отрицательные
черты характера подростка,
7. Есть ли в доме постоянное место для его учебных
и других занятий?
8. Как семья относится к школе, учителю, учебной работе
школьника, как реагирует на успехи и неудачи ученика, на сигналы из школы о
плохом поведении подростка? Какие меры поощрения и наказания применяются?
9.
Бывают ли родители в школе (по приглашению учителя или по собственной
инициативе), посещают ли школьные и классные родительские собрания, лекции для
родителей, беседуют ли с классным руководителем?
10. В какой помощи со
стороны общественных организации нуждается семья для улучшения условий
воспитания ребенка? Данные о подростке, полученные в результате его изучения и
работы с ним, необходимо постоянно фиксировать в дневнике, который
можно
вести примерно по следующей схеме:
| Дата | Где наблюдал, общался с подростком | Что наблюдал? Какую работу провел с
ним? |
Выводы. |
Записи в дневнике можно вести и сплошным текстом, но в этом случае старайтесь отвечать на вопросы, выделенные в данной схеме.
Что нужно знать о подростке
(Программа изучения)
Условия
жизни и воспитания подростка в семье. Состав семьи, где и в качестве кого
работают родители. Есть ли в семье еще дети. Сколько им лет, чем занимаются
(учатся, работают). Состоят ли родители в зарегистрированном браке. Каковы их
взаимоотношения (живут дружно или с сорятся, скандалят). Отношение родителей к
детям, воспитанию, к школе, учителям, материальные и жилищные условия семьи.
Есть ли в семье условия для нормальной учебы подростка и занятия любимым делом.
Каков культурный уровень жизни и быта семьи. Обязанности подростка по дому.
Помогает старшим, заботиться о младших. Какие требования предъявляют родители к
подростку... . Какие меры поощрения и наказания применяют. Есть ли в семье
алкоголики, психические больные, ранее судимые. Каково состояние здоровья
подростка. Отношение подростка к родителям. Любит ли находиться дома. Чьим
именем в семье дорожит.
Морально - волевые черты и отрицательные стороны личности.
Как
откликаются на события современности, интересуется ли ими. Какими чертами
обладает: трудолюбием, настойчивостью, выдержкой, сдержанностью,
дисциплинированностью, правдивостью или трусостью, зазнайством, ленью,
раздражительностью,
упрямством, грубостью, скрытностью, хвастовством,
болтливостью и т.д.
Знает ли о мерах наказания за правонарушение. Обладает
ли чувством ответственности. Курит ли. Были ли случаи употребления спиртных
напитков. Считается ли с нормами поведения на улице, в общественных местах.
Любит ли животных, ухаживает за ними. Дают ли родственники деньги подростку.
Умеет ли их расходовать. Реакция строгость: порицание, ободрение, наказание.
Соблюдает ли правила гигиены. Опрятен: внешне. Нет ли излишеств в одежде.
Соблюдает ли режим дня.
Отношение к товарищам
С кем дружит. Знают ли родители друзей
подростка. Бывают ли они на квартире подростка. Каково влияние
друзей подростка. Положение в коллективе сверстнике. Считаются ли с его мнением,
является ли организатором, или всегда находится в роли подчиненного. Есть ли
друзья среди взрослых, каково влияние.
Досуг по
месту жительства
Есть ли во дворе условия для игр подростка.
Есть ли во дворе сверстники, друзья. Каково их влияние.
Каковы
взаимоотношения подростка и его родителей с соседями. Где обычно проводит
выходные и праздничные дни. Есть ли поблизости от дома подростка кинотеатр и
другие культурные учреждения.
Содержание работы с подростками
1. Проявлять постоянно глубокий
интерес к делам подростка (но не навязчиво),
посещать школу, уроки,
беседовать с учителями, родителями, присутствовать на вечерах, сборах,
утренниках и т.п.
2. Оказывать помощь подростку в учебных делах:
контролировать выполнение домашних заданий, просматривать дневники.
Консультироваться у учителя, как и в чем помогать подростку по учебному
предмету.
3. Помочь найти подростку дело по душе, увлечь чем-то полезным (с
учетом интересов и увлечений подростка), работой кружка, спортивной секций,
шахматами, фотографией, коллекционированием и т.п., тем самым отвлечь его от
нежелательной среды,
привить любовь к книге. Рекомендовать что читать, вести
беседы о прочитанном в дневник чтения.
4. Посещать вместе с подростком
(желательно и вместе с его товарищами)кинотеатр, театр, вести беседы о
просмотренном.
5. Организовать совместную трудовую деятельность (участие в
воскреснике, сборе металлолома и т.п.).
6. Организовать совместные прогулки.
Проводить игры с подростком и его товарищами (тихие, на смекалку, подвижные, на
свежем воздухе и т.п.).
7. Привить любовь к животным, птицам, природе.
Организовать уход за зелёными насаждениями.
8. Вести беседы с подростком на
разные темы (без назиданий) о дружбе, культуре поведения, о прочитанном в
газетах и журналах.
9. Систематически контролировать поведение подростка вне
школы.
10. Вызвать желание подростка заняться самовоспитанием. Помочь ему
отобрать задания по самовоспитанию.
11. Помочь составить разумный режим
дня.
Заповеди шефа
1. Трудный подросток, как правило, человек трудной
судьбы. Научитесь уважать его. Учитывайте его индивидуальные возможности и
особенности.
2. Нет людей неисправимых! Верьте в возможность перевоспитания.
Считайте для себя перевоспитание подростка важнейшим общественным долгом, не
жалейте времени и усилий ради благородной цели - поставить подростка на
правильный путь.
3. Расположить к себе подростка, завоюйте его доверие личным
примером поведения (идейной политической направленностью, целеустремленностью,
справедливостью, прямотой, уважением к людям, честностью, эрудицией).
4.
Окажите подростку реальную помощь, завоюйте его доверие, помогите ему найти
место в коллективе, увлеките его интересным делом, помогите избавиться от
недостатков в характере. Воспитайте у него правильные потребности.
5. Шеф -
не нянька. Учите подростка самостоятельности, не проявляйте мелочной
опеки.
6. Хороший шеф, когда он надежен. Старайтесь оказать влияние на
подростка.