Опричнина Ивана Грозного

Цели и задачи:

§        образовательная — через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях;

§        развивающая — развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;

§        воспитательная — формирование ценностных суждений.

Оборудование:

1.     раздаточный материал (проблемные вопросы и источники по теме «Опричнина Ивана Грозного»);

2.     компьютер в кабинете информатики (эпизодически);

3.     мультимедийный проектор;

Проблемные вопросы:

1.     Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?

2.     Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван [Грозный] рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?»

Мнения русских историков:

§        Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием. (Н. Павлов-Сильванский,

§        С. Платонов)

§        Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми. (С. Соловьев)

§        Террор – необходимое условие самодержавия. (Д. Альшиц)

§        Деспотизм и насилие в отношении всех слоев населения. (С. Веселовский, А. Зимин)

§        Борьба удельного и централизованного порядков. (В. Кобрин)

§        Следствие душевной болезни Ивана IV. (Н. Карамзин)

§        Аналогия с выделением личного домена государя в Европе. (М. Довнар-Запольский)

§        Гипертрофированная централизация государственной власти. (В. Ключевский)

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

* Приветствие.

* Проверка готовности учащихся к уроку.

* Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

* Организация внимания.

II. Этап проверки домашнего задания.

§        7 учеников работают с историческим диктантом;

§        2 ученика – с заданиями у доски;

§        с остальными учитель проводит фронтальный опрос.

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

На экране появляется тема урока

УЧИТЕЛЬ. На прошлом уроке мы рассматривали тему «Время правления Ивана Грозного». Есть в его правлении и положительные и отрицательные стороны.

Предлагаю вам самостоятельно назвать сегодняшнюю тему урока. Для этого вам надо прочитать вопросы,

 

На экране появляются проблемные вопросы. Один ученик зачитывает вопросы вслух.

 

УЧИТЕЛЬ. Какую тему мы сегодня будем рассматривать?

УЧЕНИКИ. Опричнина Ивана IV.

УЧИТЕЛЬ. Что нам надо выяснить, чтобы ответить на данные вопросы?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель обобщает ответы.

ПЛАН

§        Причины и цели опричнины.

§        Развитие опричнины.

§        Итоги опричнины.

УЧИТЕЛЬ. В течение урока вы делаете записи на листе (разделите лист на две части; в первой – факты, аргументы для ответа на первый вопрос; во второй – факты, аргументы для ответа на второй вопрос).

IV. Этап усвоения новых знаний

УЧИТЕЛЬ. Что означает слово «опричнина»?

УЧЕНИКИ. Название слова произошло от слова «оприч» (кроме), означавшего удел, выделяемый вдовым княгиням. Вся территория России была разделена на две части: опричнину и земщину.

 

На экране понятие «опричнина».

 

УЧИТЕЛЬ. А каковы причины и цели такого территориального деления?

1.     Причины и цели опричнины.

 

Работа с документом 1 (раздаточный материал).

 

УЧИТЕЛЬ. Исходя из документа 1, определите, какие цели преследовал Иван Грозный, учреждая опричнину.

Учащиеся называют цели опричнины. Учитель обобщает их ответы.

Вывод

Цели опричнины:

 

На экране появляются цели опричнины

 

§        стремление царя к единовластию;

§         сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.

УЧИТЕЛЬ. Исходя из целей опричнины, выясните ее причины.

Учитель обобщает ответы учеников.

Вывод

Причины опричнины:

 

На экране появляется причины опричнины

 

§        противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати;

§        неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны)

2. Развитие опричнины.

УЧИТЕЛЬ. С какими событиями связано начало опричнины? 

УЧИТЕЛЬ. Как изменилась организация государственного управления в годы опричнины?

 

На экране появляется слайд с изменениями в государственном управлении.

 

УЧЕНИКИ. Вся территория России была разделена на две части: опричнину и земщину. Разделяя земли, царь хотел изобразить себя изгнанником, скитальцем. Фактически в лице опричнины царь создал карательную организацию, наложив руку на важнейшие политические центры страны.

 

На экране появляется слайд с определением террора

 

УЧИТЕЛЬ. Что такое террор?

УЧЕНИКИ. Террор – это насилие вплоть до физического уничтожения по отношению к политическим противникам).

УЧИТЕЛЬ. Против кого был направлен опричный террор?

УЧЕНИКИ. Против бояр, духовенства, городов. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян.

3.Итоги опричнины.

 

На экране появляется слайд с итогами опричнины

 

УЧИТЕЛЬ. К чему могла привести такая политика Ивана Грозного?

Работа с документом 3 (раздаточный материал).

УЧИТЕЛЬ. Каковы, на ваш взгляд, были последствия опричнины?

УЧЕНИКИ.

§        Разорена экономика страны (обезлюдение страны, хозяйственный кризис, гибель людей, голод).

§        Опричнина ослабила военную мощь Руси (1571 г. – набеги крымских татар на Русь, Девлет-Гирей сжег Москву).

§        Учреждение опричнины вызвало недовольство населения политикой царя.

V. Этап закрепления новых знаний

УЧИТЕЛЬ. Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.

Учащиеся зачитывают вслух проблемные вопросы.

Ответы на первый вопрос:

§        Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога.

§        Иван IV стремился к самодержавной власти, а террор – необходимое условие самодержавия.

§        Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства.

§        Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных «в рабство».

Ответы на второй вопрос:

§        Иван Грозный выступал как заступник крестьян (призывал оборонять крестьян от недругов – Крымского, Литовского, Немецкого князей).

§        Крестьяне не были политическими противниками Ивана Грозного.

§        Гнева и опалы на православное крестьянство не имел.

§        Иван Грозный делал угодное себе, а не народу, для этого использовал противоречие «имущих и неимущих». Царь не шел против народа, дабы не остаться одному.

1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?

3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?

VI. Этап. Домашнее задание

На основе записей сегодняшнего урока составить конспект по теме

«Опричнина Ивана Грозного» с соблюдением плана.

 

Hosted by uCoz