Методика проведения урока.
Ø Класс: 6
Ø Название курса: история Средних веков
Ø Название темы: Столетняя война.
Роль и место урока в курсе:
Столетняя война во Франции всегда занимала в курсе истории Средних
веков особое место по тому интересу, который эти события вызывают у школьников.
Рыцарские поединки, сражения, героическая фигура Орлеанской Девы — всё это не
может оставить ребят равнодушными.
На
материале Столетней войны учащиеся убеждаются в ее захватническом, грабительском
характере, знакомятся с вооружением, организацией и тактическими приемами
феодального войска. В связи с событиями Столетней войны раскрывается понятие
народно-освободительная борьба против иноземных захватчиков. Образный рассказ о
подвиге народной героини Франции Жанны д,Арк используется для патриотического и
нравственного воспитания учащихся как пример беззаветного служения родине.
— дать школьникам яркое представление о характере и способе ведения войн в Средние века;
—
ознакомить учащихся с историческим источником и возможностями его интерпретации;
— предоставить учащимся возможность участвовать в создании описания
исторического события;
— привить им навыки логического мышления и анализа текстов.
Программное обеспечение:
Техническое обеспечение:
Мультимедийные компьютеры, мультимедийный проектор и экран, сканер, принтер.
План урока:
1.Схема характеристики войны.
2.Причины и повод к началу войны.
3. Этапы войны.
4. Вооружение армий.
5. Жанна д" Арк.
6. Итоги войны.
Ход урока:
Ниже будут представлены различные варианты организации урока, максимально полно использующие возможности учебного электронного издания «История средних веков. 6 класс». «1 С» и «Кордис&Медиа» Образовательная коллекция. Предполагается, что учитель сможет использовать предложенные варианты, как «конструктор», организуя урок в соответствии с образовательными возможностями конкретного классного коллектива.
При любых формах организации урока, необходимо познакомить учащихся с Памяткой «Изучение истории войны».
|
|
Хронологические рамки. |
|
|
Страны - противники и их союзники. |
|
|
Причины и повод к войне. |
|
|
Готовность стран к войне. |
|
|
Этапы войны. |
|
|
Итоги войны. |
Хронологические рамки войны |
|
Причины войны |
|
Повод |
|
Ход военных действий |
|
Итоги войны |
|
|
|
Время начала и окончания сюжета |
Дополнительные вопросы учителя |
Ответы учащихся, зафиксированные в тетрадях |
Хронологические рамки войны |
0:00 – 0:35 |
Когда началась и когда закончилась эта война?Сколько лет она продолжалась? |
1337 – 1453 гг. |
Причины войны |
0:35 – 1:351:36 – 2:042:05 – 2:47 |
Как можно назвать эту причину начала войны?Что вы увидели общего в требованиях англичан и французов? Как можно назвать эту причину?Почему именно Фландрия стала источником противоречий? |
Династический кризис (Претензии англичан на французский трон)Территориальные споры.Экономические причины (Фландрия) |
Повод |
2:48 – 3:06 |
Что стало поводом к Столетней войне? |
Провозглашение Эдуарда III королем Англии и Франции. |
Рассматривая этапы войны, необходимо обратить внимание школьников на победы англичан в основных сражениях. Уместен вопрос к учащимся: «Почему англичане выигрывали эти сражения?»
В качестве дополнительного задания, можно предложить заполнить сравнительную таблицу. Признаки, для сравнения ребята могут назвать сами.
Армии Англии и Франции
|
признаки |
общее |
различия |
|
вооружение |
|
|
|
основные войска |
|
|
|
дисциплина |
|
|
Вывод: В чём причина побед английской армии в основных сражениях?
На следующих этапах урока необходимо показать тяжёлое положение Франции, подъём национального движения за освобождение страны от захватчиков, акцентировать внимание на подвиге Жанны д" Арк.
Дети должны ответить на вопрос: Как изменился характер войны? Можно ли назвать эту войну справедливой?
Говоря об итогах войны, обратить внимание ребят на то, что Англия потеряла почти все свои владения на территории Франции, кроме порта Кале.
В качестве домашнего задания школьникам может быть предложено поработать с тем вариантом проведения урока, который не был использован учителем.