РЕБОВАНИЯ
К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
1. Точное и творческое
выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение
типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение
особенностей каждого урока.
2. Учет реальных учебных
возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня
сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей
и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в
знаниях.
3. Продумывание и решение в
единстве задач образования (формирование знаний, спец. и общеучебных умений и
навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания
(формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного
поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные
качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического
развития); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления,
воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших,
доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей
коллектива.
4. Выбор рациональной
структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных
задач и экономное использование времени урока.
5. Концентрация внимания
учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений,
закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного
материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение
тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества,
личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование
межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в
интересах экономии времени.
6. Обеспечение
практической, политехнической и профориентационной направленности учебного
процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний,
умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических
сведений.
7. Расширение арсенала
выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения,
использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и
практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов
работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы
школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов,
сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины,
других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание
предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее
полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в
наибольшей степени активизировать познавательную деятельность
учащихся.
8. Сочетание общеклассных
форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации
учебного труда как коллективной деятельности.
9. Осуществление на основе
диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к
учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с
разноуровневой подготовкой.
10. Формирование у всех
учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков
рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и
развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки
знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания.
11. Общение с учащимися на основе
сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в
работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного
влияния личности самого учителя.
12. Развитие кабинетной
системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса,
целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств
обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и
т.д.).
13. Соблюдение
благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических
условий.
14. Определение содержания
и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки
учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики
выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось
преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно,
сокращается.
15. Четкое следование
замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при
изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических
вариантов.
16. Выявление в ходе
самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования,
воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими
задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов
самоанализа при планировании последующих уроков.
Дидактические
требования к современному уроку:
-
четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных
элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение
места в общей системе уроков;
-
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием
учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и
подготовленности учащихся;
-
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности
умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
-
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения,
стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе
урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных
форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную
самостоятельность в учении учащихся;
-
реализация на уроке всех дидактических принципов;
-
создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования к
уроку
Психологическая цель
урока:
-
Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного
предмета и конкретного урока;
-
Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и
результатов, достигнутых в предшествующей работе;
-
Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия
методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока:
-
Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами
развивающего обучения:
-
соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
-
определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
-
планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника,
пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
-
выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто
ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
-
учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые
учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа
учащихся;
-
соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие
положительные чувства в связи с проделанной работой, установки,
стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и
принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
-
Особенности самоорганизации учителя:
-
подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели,
внутренняя готовность к ее осуществлению;
-
рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность,
сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность,
настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко
всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
-
педагогический такт (случаи проявления);
-
психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного,
искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация
познавательной деятельности учащихся:
-
Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и
воображения учащихся:
-
планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их
осмысления;
-
использование установок в форме убеждения, внушения;
-
планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
-
использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее
усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа,
индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
-
Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе
формирования новых знаний и умений;
-
определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне
конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов,
“открытий”, формулирования выводов);
-
опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий,
уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной
деятельности и воображении учащихся;
-
планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и
самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных
ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач,
использование задач с недостающими и излишними данными, организация
поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых
интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение
заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
-
руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного,
объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием
умений рассуждать и умозаключать;
-
использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели
работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а
также обработке результатов и оформлению работы);
-
Закрепление результатов работы:
-
формирование навыков путем упражнений;
-
обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы,
предупреждение механического переноса.
Организованность
учащихся:
-
отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного
развития;
-
возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при
определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы
учащихся на уроке.
Учет возрастных
особенностей учащихся:
-
планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными
особенностями учащихся;
-
проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
-
дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Гигиенические требования к
уроку
-
физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
-
предупреждение утомления и переутомления;
-
чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных,
графических и практических работ);
-
своевременное и качественное проведение физкультминуток;
-
соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
-
соответствие классной мебели росту школьника.
- критические точки усвояемости.
|
Время |
1-4 мин. |
5-23 мин. |
23-34 мин. |
35-45 мин. |
|
Усвояемость |
60 % |
80 % |
45-60 % |
6 % |
Кризисы внимания:
1 - на 14-18-ой минуте
2 - через 11-14 минут
3 - через 9-11 минут
4 - через 8-9 минут
Требования к технике
проведения урока:
-
урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать
потребность в знаниях;
-
темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся
завершенными;
-
необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке
должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
-
доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого
труда;
-
по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально
сочетать различные методы и приемы обучения;
-
обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
-
учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
Выделяет
следующие методы обучения:
1. Репродуктивный
(объяснительно-иллюстративный);
2. программированное обучение;
3. эвристический;
4. проблемный;
5. модельный (модельно-репродуктивный,
модельно-эвристический).
Наиболее полной и приемлемой в
практической работе сегодня является классификация методов обучения,
предложенная Бабанским Ю.К.
Классификация методов
обучения (по Бабанскому Ю.К.)
|
№ пп |
Основные группы методов
обучения |
Основные подгруппы методов
обучения |
Отдельные методы
обучения |
|
1. |
Методы
стимулирования и мотивации учения |
1.1. Методы
формирования интереса к учению
1.2. Методы формирования долга и
ответственности в учении |
Познавательные
игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.
Методы учебного поощрения, порицания,
предъявления учебных требований и др. |
|
2. |
Методы организации
и осуществления учебных действий и операций |
2.1. Перцептивные
методы (передачи и восприятия учебной информации посредством
чувств):
- аудиовизуальные методы
- практические методы
2.2. Логические методы (организация и
осуществление логических операций)
2.3. Гностические методы (организация и
осуществление мыслительных операций)
2.4. Методы самоуправления учебными
действиями |
Лекция, рассказ,
беседа и др.
Методы иллюстраций, демонстраций,
кинопоказа и др.
Сочетание словесных и наглядных
методов
методы упражнений, проведение опытов,
выполнение трудовых заданий и др.
Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и
др.
Проблемно-поисковые (проблемное изложение,
эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы
(инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и
др.).
Самостоятельная работа с книгой, с
приборами, объектами труда и др. |
|
3. |
Методы контроля и
самоконтроля |
3.1. Методы
контроля |
Методы устного
контроля, письменного контроля, лабораторного контроля, машинного
контроля.
Методы
самоконтроля. |
Основные принципы отбора
методов:
1. Соответствие принципам обучения.
2. Соответствие учебному содержанию.
3. Соответствие ТДЦ урока и задачам
этапа.
4. Учет реальных возможностей
учащихся.
5. Соответствие условиям и отводимому времени
для обучения.
6. Соответствие уровню методической подготовки
учителей.
7. Учет индивидуальных
возможностей и склонностей учителя.
ПРИЕМЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ И
УЧАЩИХСЯ
ПРИЕМЫ,
СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОМУ
МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
- интонационное выделение учителем логически
важных моментов изложения;
- повторное, более краткое предъявление
учащимся готового знания;
- подробное резюмирование учителем каждого
отдельного законченного этапа изложения;
- сопровождение обобщенных выводов учителя
приведением конкретных примеров;
- демонстрация учащимся натуральных объектов,
схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
- предъявление учащимся готового плана в ходе
изложения;
- предъявление учащимся переформулированных
вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
- инструктаж учащихся ( по составлению таблиц,
схем, по работе с текстом учебника и т.п. );
- намек-подсказка, содержащая готовую
информацию.
ПРИЕМЫ,
СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
РЕПРОДУКТИВНОМУ МЕТОДУ
ОБУЧЕНИЯ
- задание учащимся на индивидуальное речевое
проговаривание известных правил, определений при необходимости использования
их в процессе решения задач;
- задание учащимся на проговаривание “про себя”
используемых правил, определений в процессе решения задач;
- задание на составление кратких пояснений к
ходу решения задач;
- задание учащимся на воспроизведение наизусть
(правила, закона и т.д.);
- задание учащимся на заполнение схем, таблиц
вслед за учителем;
- задание учащимся на раскодирование
алгоритма;
- организация усвоения учащимися стандартных
способов действия с помощью ситуации выбора;
- задание учащимся на описание какого-либо
объекта по образцу;
- задание учащимся на приведение собственных
примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
- наводящие вопросы учащимся, побуждающие к
актуализации знаний и способов действия.
ПРИЕМЫ,
СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
МЕТОДУ ПРОБЛЕМНОГО
ИЗЛОЖЕНИЯ
- контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту
в процессе изложения;
- предъявление учащимся преднамеренно
нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при
этом результатов;
- раскрытие учителем причин и характера неудач,
встречавшихся на пути решения проблем;
- обсуждение учителем возможных последствий,
сделанных из неверных предположений;
- членение излагаемого учителем материала на
развивающиеся смысловые моменты;
- фиксирование внимания учащихся на
последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
- интригующее описание учителем излагаемого
объекта с последующей постановкой вопроса;
- установка учителя на мысленное решение
учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
- риторические вопросы учителя в ходе
изложения;
- предъявление учащимся конфликтного
примера.
ПРИЕМЫ,
СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОМУ МЕТОДУ
ОБУЧЕНИЯ
- включение учащихся в аргументацию выдвинутой
учителем гипотезы;
- задание учащимся на поиск скрытых узловых
звеньев рассуждения, предложенного учителем;
- задание учащимся на решение нескольких
подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к
исходной задаче;
- наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору
правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы
к ней;
- задание учащимся на поиск ошибок в
рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
- организация конкретных наблюдений ученика,
побуждающих к формулированию проблемы;
- задание учащимся на обобщение фактов,
изложенных учителем в специальной последовательности;
- показ способа действия с частичным раскрытием
его внутренних связей с учеником;
- задание учащимся на выдвижение очередного
шага рассуждения в логике, заданной учителем;
- демонстрация объекта, явления, побуждающая к
вычленению сущности;
- выделение цветом части чертежа, схемы,
записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.
ПРИЕМЫ,
АДЕКВАТНЫЕ
ИИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ МЕТОДУ
ОБУЧЕНИЯ
- задание учащимся на самостоятельное
составление нестандартных задач;
-
- задание учащимся с несформулированным
вопросом;
-
- задание с избыточными данными;
-
- задание учащимся на самостоятельные обобщения
на основе собственных практических наблюдений;
-
- задание учащимся на сущностное описание
какого-либо объекта без использования инструкций;
-
- задание учащимся на отыскание границ
применяемости полученных результатов;
-
- задание учащимся на определение степени
достоверности полученных результатов;
-
- задание учащимся на вычисление механизма
протекания явления;
-
- задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на
соображение”.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБУЧЕНИЯ
1. Фронтальная (коллективная)
2. Групповая:
2.1. бригадная;
2.2. звеньевая;
2.3. кооперированно-групповая;
2.4.
дифференцированно-групповая.
3. Парная.
4. Индивидуальная:
4.1. индивидуализированная;
4.2.
индивидуализированно-групповая.
СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ
УЧЕНИЯ
1. Поддерживать, укреплять и развивать
положительную мотивацию.
2. Способствовать
сокращению времени сообщения и объема готовых знаний и стимулированию
проблемно-поисковой и самостоятельной учебно-профессиональной
деятельности.
3. Обеспечить формирование
и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации
практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению
учебно-познавательных целей, самооценку действий.
4. Предоставить возможность
для коллективного делового общения.
5. Способствовать созданию
внутреннего комфорта.