Самостоятельная работа учащихся на уроке является ведущим средством достижения дидактической цели урока, активизации учения.
Требования к самостоятельной работе (СР):
1. Наличие конкретной цели.
2. Наличие конкретного задания.
3. Четкая форма выражения результата СР.
4. Определение формы проверки СР.
5. Обязательность выполнения СР каждым учеником, получившим задание.
6. Содержание заданий должно соответствовать конкретной ТДЦ урока.
7. Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной самостоятельности (репродуктивном, частично-поисковом, творческом).
8. Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения СР.
ТАБЛИЦА ДЛЯ СБОРА ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ
ПОСТАНОВКУ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ
(По Шамовой Т.И.)
|
Содержание объектов наблюдения |
Предмет, класс и фамилии учителей, у которых посещались уроки | |
|
Иванова С.И., математик 5 кл. |
Сидорова В.И., историк 7 кл | |
|
1 |
2 |
3 |
| 1. Была ли на
уроке самостоятельная работа?
2. Сколько времени она занимала? 3. На каких этапах была самостоятельная работа:
4. Подготовлена ли она всеми предшествующими этапами работы? 5. На какой характер деятельности учащихся рассчитана самостоятельная работа?
6. Формы организации самостоятельной работы:
7. Эффективно ли подведены итоги самостоятельной работы? 8. Оценить значение самостоятельной работы в достижении дидактической цели урока. |
||
+ реализовано полностью
реализовано частично
- не реализовано.
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
|
По дидактической цели. |
По уровню самостоятельности учащихся |
По степени индивидуализации. |
По источнику и методу приобретения знаний. |
По форме выполнения |
По месту выполнения. |
| Обучающие | Самостоятельные работы по образцу | Общеклассные. | Работа с книгой. | Устные | Классные |
|
1.Работы по формированию знаний; 2.Работы по формированию умений. |
Реконструтивновариативные (анализ условия, Умение переформулировать, Выбор рационального метода) |
Групповые | Решение и составление задач. | Письменные. | Домашние |
| Контролирующие. | Частично поисковые или эвристические (перенос знаний в нестандартную ситуацию) | Индивидуальные. | Лабораторные и практические работы. |
|
|
|
|
Исследовательские или творческие (выдвинуть и проверить гипотезу). |
|
Подготовка докладов, рефератов. |
|
|