Средние классы
Учись правильно выражать свои мысли
-
Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.
-
Читая, не только вникай в смысл написанного, но и постарайся увидеть,
услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые
обороты.
-
Накопление активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь
для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении,
подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова употребляемые в
переносном смысле.
-
Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы её
построения.
-
Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускай
ненужных повторов - это обедняет речь.
-
Следи за построением предложения, избегай особенно сложных конструкций.
-
Ежедневно читай вслух по 15 - 20 минут, вникай в смысл текста, определяй,
где нужно сделать ударение, паузу, оттенок речи.
Инструкция для самостоятельной работы с учебником
Работайте с
заголовком!
Прочитав
заголовок, остановитесь.
-
Сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте.
-
Вспомните все, что вы уже знаете на эту тему.
-
Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, в тексте будут даны ответы.
-
Попытайтесь, насколько это возможно, дать на эти вопросы предположительные
ответы до чтения текста.
-
После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами
предположения с реальным содержанием текста.
Работайте с
текстом!
Обращайте
внимание на непонятное в тексте.
-
Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть,
найдите к ним объяснение в словаре или справочниках, или обратитесь с
вопросом к тем, кто это знает.
-
Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте не связано ли это
непанимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что
именно из старого материала мешает пониманию, и повторите его. Подумайте не
станет ли текст понятным, если разобрать конкректные примеры.
Ведите
диалог с автором!
-
По ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои
предположения о дальнейшем содержании.
-
Проверяйте свои предположения в процессе чтения. Если вы не можете дать свои
предположительный ответ на вопрос, ищите этот ответ в тексте.
Если не
можете найти ответ, помните, что в тексте его может и не быть. В таких случаях
пытайтесь найти недостающие сведения в других источниках.
Выделяйте
главное!
-
Читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного. Обсудите,
в какой части текста выражена главная мысль поясняет или дополняет.
-
По ходу чтения составляйте план (устный или письменный) ил конспект текста.
-
Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста.
-
В случае необходимости делайте выписки.
-
Рассматривайте все данные в учебнике примеры, придумывайте свои.
На
протяжении всей работы старайтесь представить себе то, что вы читаете!
Запоминайте
материал!
-
Объясните себе, в чем связь мыслей - пунктов вашего плана.
-
Перескажите текст по плану.
-
Ответьте на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.
Проверяйте
себя!
-
Ответив на вопросы, проверьте по учебнику правильность своего ответа.
-
После пересказа проверьте, все ли выделенные вами места пересказаны и не
было ли при этом ошибок.
Как
осуществить контроль своей работы!
-
Проверяйте знания и умения не только после окончания работы, но и процессе
труда, по этапам.
-
Боритесь не только с ошибками, но прежде всего с причинами, их порождающими.
-
Старайтесь использовать справочную литературу (словари, энциклопедии,
справочники, тетради прошлых лет, памятки).
-
Проверяйте выполненное задание не только сразу после выполнения, но и по
прошествии некоторого времени.
-
Проверяйте не только свои знания, но и умения, при помощи которых вы
получаете новые знания.
Чтобы найти
ошибку, повторите теорию. Затем внимательно прочитайте работу. Найдя ошибку,
подумайте о причине. Потренируйтесь в выполнении аналогичных заданий. Через 2-3
недели вернитесь к материалу, в котором ошиблись, и ещё раз проверьте себя.
Старшие классы
Как работать над докладом (сообщением)
-
Подготовьте рабочие материалы.
-
Составьте развернутый план вашего выступления.
-
Подумайте, как лучше начать доклад (с сообщения темы, постановки вопроса или
интересного факта, пословицы и т.д.) и как лучше его закончить (повторением
основной мысли или выводом, советами).
-
Запишите основные положения, аргументы, факты, переходы - "мостики", начало
и конец доклада.
-
Пишите на одной стороне листа крупным, чётким почерком, оставляя поля и
просвет между строчками, особенно чётко пишите фамилии людей, географические
названия и даты.
-
Сделайте пометки о том, что надо выделить голосом, где сделать паузу.
-
Запишите на отдельные карточки цитаты - так легче воспользоваться ими в
процессе доклада.
-
Прорепетируйте доклад дома: проверьте, как вы владеете материалом и
укладываетесь в отведённое время.
Как работать над конспектом
Конспект (лат. - обзор, изложение) - как можно более краткое и в то же время
наиболее полное изложение основного содержания произведения.
-
Внимательно прочитайте текст произведения целиком, устанавливая основные
идеи, главные факты.
-
Сделайте пометки, закладки и т. д.
-
Выберите, учитывая свою цель, вид конспекта (плановый, текстуальный,
тематический или свободный).
-
Не злоупотребляйте цитированием и подробным пересказом. Используйте
сокращения.
-
Выделяйте цитаты и наиболее важные места (например, подчёркивание другим
цветом).
-
Конспектируя, оставляйте свободные места, поля для заметок, пополнений.
Снова вернитесь к произведению, сделайте неободимые уточнения и дополнения.